Агентство
Об агентстве
Новости
Наблюдательный и экспертный совет
Команда
Наши лидеры
Витрина проектов
Жизнь в Агентстве
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
О сайте
Лидерам
Как получить поддержку своей инициативы? Гайд для лидеров
Подать проект на поддержку
Отбор практик «Технологии кадрового суверенитета»
Сервисы АСИ
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Сообщество инклюзивного бизнеса
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Международная программа «Классная страна»
Конкурс научной фантастики «Россия 2050»
Госуправленцам
Платформа лучших практик «Смартека»
Региональный дашборд
Национальный инвестиционный рейтинг
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Адаптация регионов к изменениям климата
Вовлечение молодежи в развитие региона
Развитие креативной экономики
Международная программа «Классная страна»
Программа «Новая миссия городов»
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнерство с вузами
#страну_меняют_люди
Медиа
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Агентство
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Об агентстве
Команда
Жизнь в Агентстве
О сайте
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
Медиа
Медиа
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Смотрите также
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
#страну_меняют_люди
Лидерам
Лидерам
Гайд для лидеров
Подать проект на поддержку
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Тиражирование лучших практик (Смартека) →
Открытодлявсех.рф Сообщество инклюзивного бизнеса →
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Международная программа «Классная страна»
Открой свою Россию!
Развитие промышленного туризма →
Клуб продюсеров креативной экономики
Конкурс научной фантастики «Россия 2050»
Сервисы АСИ
Партнерам и экспертам
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнерство с вузами
Госуправленцам
Госуправленцам
Региональный дашборд →
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке» →
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Программа «Новая миссия городов»
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Развитие креативной экономики
Социально-экономическое проектирование
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Команда
Жизнь в Агентстве
О сайте
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
Медиа
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
#страну_меняют_люди
Лидерам
Гайд для лидеров
Подать проект на поддержку
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Тиражирование лучших практик (Смартека) →
Открытодлявсех.рф Сообщество инклюзивного бизнеса →
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Международная программа «Классная страна»
Открой свою Россию!
Развитие промышленного туризма →
Клуб продюсеров креативной экономики
Конкурс научной фантастики «Россия 2050»
Сервисы АСИ
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнерство с вузами
Госуправленцам
Региональный дашборд →
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке» →
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Открытодлявсех.рф Сообщество инклюзивного бизнеса →
Региональные сервисные уполномоченные (РСУ)
Региональный социальный стандарт
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата»
Программа «Новая миссия городов»
Технологии и практики разработки проектов комплексного развития городской среды. Экспертное мнение
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Развитие креативной экономики
Клуб продюсеров
Программа сети развития креативных пространств
Региональный стандарт развития креативных индустрий
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040
Горизонт 2040. Белая книга
Загрузка...
АСИ ПОМОГАЕТ
Лидерам
Сообществам
Государству
АСИ ИНТЕРЕСУЕТСЯ
#третий_сектор
#дорожные_карты
#Лидерам
#Сообществам
#Государству
#инвестиционный_климат
#лучшие_практики
#наставничество
#энергетика
Все теги
АСИ РАЗВИВАЕТ
Качество жизни
Инвестиционный климат
Внутренний туризм
Доступную среду
Главная
Агентство
Новости АСИ
Форсайт-флот: Трудоустройство по конкурсу учебных работ
16 августа 2013
Сообществам
IT
образование
третий сектор
форсайт
Лидерам
НКО
Вместо возвращения к советской модели распределения АСИ предлагает другой подход.
Участники «Форсайт-Флота-2013» сошлись на том, что существующее высшее образование становится все больше оторвано от потребностей общества и, главное, все меньше связано с рынком трудоустройства: вуз ставит перед студентом одни задачи, работодатель ожидает исполнения других.
При этом попытка решить новую проблему с помощью старых рецептов – вроде распределения выпускников бюджетных мест вузов по советской модели – может только усугубить ситуацию и привести к росту коррупции.
Одним из событий прошедшего в августе «Форсайт-Флота», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ), стала новость, пришедшая на корабль с берегов родины: председатель комитета Госдумы
Андрей Исаев
, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, объявил о намерении разработать и принять осенью законопроект, возвращающий советскую модель распределениядля студентов-бюджетников, которых в России порядка полумиллиона в год.
В случае, если студенты не согласятся на предложенный вариант распределения, государство получит обратно всю стоимость обучения по коммерческим ценам, - именно это, согласно просочившейся в прессу информации, - и создаёт ситуацию «предложения, от которого нельзя отказаться».
Действительно, до тех пор пока образование является лифтом, позволяющим подняться в элиту общества, традиционным университетам ничего не грозит, ведь МООС по определению не могут считаться элитарными.
"Всякий может прослушать курсы, входящие в MBA, в интернете, но более четкий сигнал о соответствии кандидата вакансии рынок получит от соискателя, который закончил саму программу MBA. Наконец, сложно себе представить, что в ближайшее время можно будет дистанционно выучиться, например, на хирурга, а потому подобные профессии будут все больше обосабливаться".
Бессилие в конце туннеля
Инициатива
Андрея Исаева
отражает реалии советской эпохи с 7-летним циклом планирования в системе образования, в ходе которого предприятия сначала делали заказ на выпускников, а потом получали их по распределению.
Для тех, кто не застал советской жизни (которая, среди прочего, сформировала
Андрея Исаева
как убеждённого анархиста), стоит вспомнить, что в её основе стояла система взаимных услуг, т.е. «блата», которая компенсировала директивный административный стиль, декларируемый советской системой, превращая его в мир комфорта для людей с большим социальным капиталом и возможностями – и в лабиринт кошмаров для тех, кому было нечего предложить взамен.
Не веря до конца в реальность намерений депутата, участники дискуссий были практически единодушны в том, что если система распределения и нужна, то она должна быть принципиально другой, а её формирование должно проходить без появления новых коррупционных рынков (когда ректор вуза или декан решают судьбу выпускника), а с появлением рынка труда и системы конкурсов учебных (дипломных и курсовых) работ.
Участники дискуссии по просьбе
Исака Фрумина
, научного руководителя Института образования НИУ «Высшая школа экономики», старательно избегали слова «распределение», предпочитая ему разговоры о трудоустройстве. В самом деле распределение создает демотивированную рабочую силу и рынок коррупционных услуг, в то время как конкурсное трудоустройство решает проблему послевузовской безработицы и способствует интеграции системы образования и реального сектора.
В России в данный момент около 7 миллионов студентов – это самое большое сообщество совершеннолетних в стране. И в самом деле, если Министерство образования и науки выдержит курс на публикацию работ студентов в открытом доступе, к диплому у каждого из них будет целое портфолио их мини-исследований, позволяющих судить об их личной пригодности к решению тех или иных задач.
"Почти никто не знает после университета, чего они по-настоящему хотят. Попытайтесь понять себя, задавайте больше вопросов, будьте готовы выполнять различные задания. Кроме того, не идите в аспирантуру только ради престижной степени или потому что не знаете, что делать. Лучше займитесь самообразованием и посещением специальных курсов".
Готовьтесь к тому, что вам не понравится ваша первая работа
Проекты АСИ «Путь в профессию» и «Студрезерв» предлагают альтернативный подход к решению проблемы в виде модели конкурсного выполнения заданий и прохождения практики («Студрезерв») или стажировки и трудоустройства («Путь в профессию»).
Разница между проектами состоит в том, что в первом случае целевой аудиторией проекта являются студенты 2-4 курсов вузов, а во втором – студенты последнего года обучения бакалавриата и специалитета, либо студенты и выпускники магистрских программ, либо аспиранты вузов. И в том и в другом случае речь идёт как о бюджетных, так и коммерческих местах в вузах.
В дальнейшем предполагается открытый характер конкурса без ограничений, чтобы сделать возможной конкуренцию студентов вузов и «самоучек», что позволит говорить о реализации инклюзивной молодёжной политики в федерации, нацеленной на снятие барьеров для трудоустройства. В будущем возможно распространение практики проведения конкурсов по всей Российской Федерации с возможностью расширения его в дальнейшем для участия всех студентов стран СНГ и бывшего СССР.
Пилотный этап проекта
В ходе пилотного этапа предполагается объединить проектные команды и отказаться от жёстких ограничений на участие студентов из самых разных вузов. Проведение пилотного этапа этих конкурсов осенью 2013 и весной 2014 гг. позволит провести апробацию и отработать в мельчайших деталях предлагаемые подходы.
Внедрение их на практике в национальном масштабе позволит создать прозрачную и эффективную систему трудоустройства без жёстких административных ограничений – начиная с бюджетных мест вузов, но не ограничиваясь ими. Студенты с лучшими реализованными проектами (оценивать исполнение которых будет компания-заказчик, а не только преподаватель) получат возможность выбора места работы.
Проекты позволяют интегрировать учебный процесс с реальными компетенциями и квалификациями, необходимыми будущим работодателям, что в свою очередь позволит компенсировать существующий отрыв образовательной системы от рынка труда и, одновременно, создаст новую систему мотивации для студентов, которые смогут посоревноваться за лучшие рабочие места в своем секторе вместо того, чтобы искать примитивные способы закрыть учебную отчетность и избежать обязательно распределения в непривлекательные компании под угрозой возврата стоимости образования по коммерческим ценам (как это предусмотрено законопроектом
Андрея Исаева
в случае отказа от распределения).
Проект АСИ «Студрезерв» представляет собой открытую конкурсную систему рефератов и решение практических задач, а «Путь в профессию» - конкурсы курсовых и дипломных работ, темы для которых предлагают не кафедры вузов, а частные и государственные компании, научно-исследовательские институты и некоммерческие организации.
Список тем, имеющих практическую ценность для компании, и итоговые студенческие работы по ним открыто публикуются в сети, что не только способствует выявлению наиболее мотивированных и заинтересованных в конкретных профессиях студентов и выпускников вузов, погруженных в ходе исследования в реалии конкретного рынка или компании и готовых сразу включиться в работу, но и позволяет радикально ускорить процесс модернизации в госкомпаниях, федеральных и региональных органов власти, НКО и научного сектора, вынося на поверхность их наиболее актуальные проблемы и предлагая к публичному обсуждению свежий, «молодой» взгляд на способы их решения.
Темы, поставленные компаниями в сентябре 2013 года, будут по согласованию с вузами включаться в учебный план и студенты смогут выполнять их как плановые учебные задания, получая, таким образом, двойную мотивацию.
Двухлетняя практика работы «Студрезерва» говорит о том, что только около 1% студентов добровольно соглашается взять более сложную практическую задачу вместо упрощённой темы студенческого реферата или курсовой, которые к тому же часто скачиваются студентом, однако до сих пор это утверждение подкреплялось тем, что к выполнению более сложного исследования студента ничего не мотивировало.
Теперь же ситуация меняется в корне. Задачи будут сформированы так, чтобы их исполнение занимало от 3 месяцев (решение практических задачи: курсовая или реферат) до 9-12 месяцев (курсовая или диплом) и полученные результаты не теряли актуальность в течение учебного года. По итогам конкурсного отбора авторы лучших исследований получают денежные призы, возможность пройти практику, стажировку или попасть на работу в компании, являющиеся лидерами своих отраслей.
Пилотный этап проекта рассчитан, таким образом, на студентов 3-5 курсов и магистров, однако, будучи априори публичным и открытым, не ограничивает возможность участия для желающих принять участие в конкурсах на общих основаниях. Важно понимать, что уже в ходе пилотного этапа проекта «Путь в профессию» состоится конкурс дипломных и курсовых работ на свободные темы по нескольким специальностям (IT, журналистика, связи с общественностью и медиа-менеджмент, экономика, геофизика, инженерные специальности).
Модель новой системы практики и трудоустройства молодых специалистов
Происходит сбор заявок от компаний и организаций на актуальные для них темы
С помощью менторов и преподавателей заявки адаптируются под темы курсовых и дипломных работ.
Реестр тем публикуется на сайте Агентства стратегических инициатив с указанием заказчиков.
Конкурс проводится по 12 направлениям и включает 1000 тем от компаний и организаций разного типа (НКО, госкомпании и т.д.). Авторы работ, занявших первые места по каждому из направлений, в ходе первого этапа (проект «Студрезерв») получают поощрительные призы в компаниях и возможность пройти практику (очную либо заочную, в качестве подрядчиков или консультантов).
В ходе второго этапа конкурса (проект «Путь в профессию») авторы лучших курсовых и дипломных работ студенты, занявшие первые места по своим направлениям, получают денежный приз и возможность пройти стажировку или получить приглашение на работу по своей специальности.
Дипломные и курсовые работы студентов, откликнувшихся на конкурс и опубликованных в сети на сайте конкурса, рассматриваются преподавателями, менторами направления и конечными заказчиками, представившими заявку.
По итогам конкурсов в период зимних и летних сессий объявляются победители, проводится награждение лидеров и распределение практики, стажировок и рабочих мест.
Вузы и направления:
В пилотном этапе проекта планируется участие кафедр и факультетов МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МИСиС, ЦАГИ, НИУ ИТМО, НГУ, НГТУ, НГУЭиУ, ТУСУР. Специальности: инженер, экономист, журналист, программист, геофизик, управление финансами, менеджмент, маркетинг и другие.
Приглашаем к участию в проектах:
Компании, испытывающие кадровый голод.
Студентов, желающих актуализировать свои знания.
Преподавателей, уверенных в уровне знаний своих студентов.
Родителей студентов, которые не до конца понимают где и кем будет работать их ребёнок.
Руководство ВУЗов, которые готовы обнародовать уровень знаний своих студентов.
Пишите на
studsource@gmail.com
Глеб Тертычный, Иван Засурский
Источник:
Частный корреспонтент
Читайте также
17 февраля 2025
Пять предприятий откроются для туристов в Орловской области
14 февраля 2025
Первая встреча нового состава Экспертного совета Агентства стратегических инициатив прошла в Москве
14 февраля 2025
Светлана Чупшева представила региональные показатели оценки в рамках Национальной модели целевых условий ведения бизнеса
14 февраля 2025
Минпромторг России вошел в состав учредителей АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»
промышленный туризм
профориентация
регионам
туризм
национальная социальная инициатива
Следующая статья
Пять предприятий откроются для туристов в Орловской области