Доля креативных индустрий в экономике некоторых крупных городов России сопоставима с показателями мегаполисов Западной Европы. Так, в Москве она составила 19%, а в Санкт-Петербурге – 12%. Отчет «Креативная экономика городов России» был подготовлен Центром городских компетенций АСИ. Агентство представило документ в рамках Российской креативной недели наряду с проектами по созданию региональных креативных кластеров.
Форум креативного бизнеса стал частью деловой программы Russian Creativity Week. На его площадках представители власти и креативных индустрий обсуждали будущее отрасли.
«То, что раньше воспринималось либо как удел небольшого количества людей, посвятивших свою жизнь творчеству, либо как баловство, стало большим бизнесом, за которым стоят огромные инвестиции и значимая доля валового национального продукта», - сказал первый замруководителя администрации президента России Сергей Кириенко. По его словам, драйвер развития экономики заметно смещается из сырьевых отраслей в отрасли творческие и креативные. «Россиянин отличается творчеством, непредсказуемостью и смекалкой – это то, что мы умеем и то, что точно относится к понятиям креативных индустрий, а значит, дает нам конкурентное преимущество», - отметил Сергей Кириенко.
"Мы привыкли оперировать международной статистикой. В Великобритании доля креативных индустрий достигает 14%, в Германии - 10%. Мы попробовали сейчас, опираясь только на официальные статистические данные, посмотреть долю креативных индустрий в городах, региональных столицах России. В Москве доля креативных индустрий в экономике города составила 19%, в Санкт-Петербурге, Иваново - 12%, в Тюмени - 9%". Эти цифры вполне конкурентоспособны с городами мира, и это говорит о том, что, действительно, креативная индустрия - одно из перспективных быстрорастущих направлений", - сказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева.
Подробный отчет «Креативная экономика городов», подготовленный Центром городских компетенций АСИ, был представлен на Russian Creativity Week. Согласно оценке АСИ, доля креативной индустрии уже составляет 4,37% ВВП страны, или, в натуральном выражении, более 4,8 триллиона рублей.
«Необходимо начинать рассматривать креативные индустрии как экономический объект и как экономический процесс, а не как деятельность отдельно взятых художников. Поэтому не надо учить художников продавать свои работы инвесторам. Должны появится менеджеры или продюсеры креативных индустрий, которые смогут разговаривать на одном языке и с художниками, и с инвесторами, а также соединять их между собой. В регионах должен появиться пласт таких профессионалов, которые смогут доупаковать недооцененные продукты до настоящего экспортного товара», - заявила руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.
АСИ уже несколько лет работает над созданием региональной инфраструктуры для развития креативных индустрий. В частности, расширяет сеть коворкингов "Точка кипения" и содействует организации креативных кластеров в рамках проекта «100 городских лидеров». Два из них - проект кластера на территории заброшенного завода Турчаниновых-Соломирских в Сысерти и проект кластера на исторической территории старого демидовского завода 18 века в Черноисточнинске – были представлены на площадке Russian Creativity Week.
Необходимость поддержки креативной индустрии со стороны государства отметил и Сергей Кириенко. «За последние несколько лет Фонд президентских грантов направил порядка 8 млрд. рублей на поддержание около 3 тысяч проектов. В том числе, софинансировал и проведение российской креативной недели», - рассказал он.
Российская креативная неделя (Russian Creativity Week) прошла с 7 по 13 сентября. Ключевой площадкой стал Парк Горького, где за три дня состоялось 500 мероприятий: бизнес-форум, выставки, лекции и мастер-классы.