На форуме в Великом Новгороде основали клуб городских лидеров и обсудили развитие креативных индустрий

Ключевыми мероприятиями заключительного дня работы форума «Дни лидеров муниципалитетов» стали первая рабочая встреча клуба городских лидеров, созданного по инициативе АСИ, и экспертная сессия, посвященная креативным индустриям. Главы муниципалитетов обсуждали проблемы, связанные с исполнением федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, и рассматривали варианты развития городской экономики с помощью креативных индустрий.

Клуб городских лидеров - неформальное объединение муниципальных управленцев, созданное во время работы новгородского форума по инициативе центра городских компетенций АСИ. К нему можно присоединиться по ссылке. «Мы видим, что в разных городах существует типичный для всех набор проблем. Для того, чтобы найти варианты их решения, мы и решили создать клуб», - сказала руководитель центра городских компетенций Татьяна Журавлева. Ожидается, что клуб городских лидеров будет собираться на разных площадках различных городов ежеквартально.  Принять участие cмогут представители муниципальных образований. В рамках встреч будут разрабатываться предложения для укрепления муниципальных образований как субъектов экономической деятельности, решаться вопросы привлечения и использования ресурсов для развития городов и прилегающих территорий, инициироваться корректировки федерального законодательства в целях повышения эффективности муниципального управления. Агентство стратегических инициатив, со своей стороны, берется представлять выработанные клубом решения федеральным властям.

«АСИ – работающая площадка, которая позволяет быстро донести хорошие идеи до самого верха и реализовать их. Инициатива создания клуба городских лидеров случится в том случае, если его участники смогут загрузить ее идеями и реальными задачами», - добавил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Темой первого заседания клуба стали системные проблемы муниципального управления, связанные с полномочиями глав муниципалитетов в рамках федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Участники клуба обсудили, какие инструменты помогают составить оптимальное техническое задания, и, с помощью каких мер можно оградить муниципалитеты от недобросовестных подрядчиков.

Еще одним событием Форума глав городов стала рабочая сессия, посвященная возможностям креативных индустрий как составляющей экономики малых городов.

«Сегодня доля креативных индустрий в развитых странах составляет 8-12% ввп», - отметила Татьяна Журавлева. «Важно понимать, что креативные индустрии создают добавочную стоимость другим отраслям. Например, ювелирное производство без дизайна превращается в продажу сырья. В то время как стоимость готового бриллиантового колье в разы дороже, чем стоимость алмаза. Вот что такое экономика креативных индустрий», - объяснила она.

Журавлева также рассказала о программе АСИ по созданию креативных кластеров в малых городах. Такие есть уже в Якутске, Черноисточнинске и Сысерти. «Оживляя заброшенные промышленные территории, мы хотим достичь двух целей – создать сообщества креативных людей и получить пространства, где они могут чувствовать себя комфортно», - сказала Журавлева.

Для развития в городах креативной среды, по мнению директора Фонда «Креативные практики», эксперта бизнес-школы «Сколково» и платформы «Сильные идеи для нового времени» Дениса Щукина, необходимо развивать не только городское окружение, но и выстраивать систему либерального образования (то есть проводить разнообразные мастер-классы, лекции, воркшопы) и развивать открытую культуру, - иными словами, пробовать новые музейные форматы, проводить различные фестивали и неформальные ивенты. «Для этого можно работать точечно, продвигая конкретные творческие объединения или людей, как это делает Новгородский фонд развития креативной экономики. Можно выстраивать крупные инфраструктурные проекты, как строительство в Бильбао филиала музея Гугенхайма. Или можно решиться на совсем отчаянный ход комплексной перезагрузки города на базе креативных индустрий, как поступили в Манчестере, превратив его из старого текстильного центра в мощный креативный хаб. И наконец, можно создавать полноценную креативную экосистему, с кластером, арт-резиденцией, грантовой программой и медийной поддержкой», - пояснил Щукин.

Участники сессии обсудили, что делать в отсутствии ресурсов для развития креативных индустрий. Примерная дорожная карта в подобной ситуации, по общему мнению, выглядит так: определить состояние культурной среды в регионе, найти медиаторов (посредников) в коммуникации между креативным сообществом, чиновниками и бизнесом, поддержать текущие творческие проекты, а не создавать новые, использовать существующие условные кластеры (то есть развивать ту локацию, где люди уже привыкли собираться), обратить внимание на ресурс уже действующих культурных учреждений, продвигать локальный бренд, наметить креативную специализацию региона.

Также на полях форума АСИ подписало соглашение о сотрудничестве с городами Рыбинск (Ярославская область) и Глазов (Удмуртская Республика).  Документ предполагает пилотирование стандарта вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, а также взаимодействие сторон по освоению лучших практик управления и реализации сетевых проектов.