Цифровые платформы, маркетплейсы и кооперация в интернете: авторы представили идеи для социального предпринимательства

Проекты цифровых решений для социального предпринимательства оказались одними из самых многочисленных среди идей, представленных на крауд-платформе АСИ по направлению «Новая социальная стратегия». В их числе – платформы и центры поддержки для социальных предпринимателей и СОНКО, маркетплейсы для производителей и потребителей социальных услуг. Лучшие будут представлены на форуме «Сильные идеи для нового времени».

В условиях современной экономики цифровые платформы, по мнению большинства экспертов, представляют собой оптимальный способ коммуникации для бизнес-пользователей. Агрегирование большого числа сервисов в рамках одной экосистемы позволяет организовать единую «точку входа» в социальную сферу как для уже состоявшихся ее участников, так и для новичков, а также повышает ее транспарентность. «Использование крауд-технологий разрешает достигать более быстрых темпов развития отрасли за счет включения механизмов «экономики заслуг», кооперационных цепочек и высокого уровня доверия к контенту цифровых платформ», - сказал руководитель программ направления «Социальные проекты» Борис Филатов, объясняя интерес лидеров проектов к поиску форм цифровых решений для социального предпринимательства.

Так, например, проект «Первая социальная биржа» представляет собой международную площадку продукции и услуг соцпредпринимателей, которую создает Московская ТПП на базе первой международной платформы торгово-промышленных палат. На площадке уже представлены торговые палаты более 40 регионов России и 15 международных. «Сейчас инициатива находится на стадии рабочего проектирования и локального пилотирования», - рассказала лидер проекта Анна Золоторевская, председатель Гильдии устойчивого развития, КСО и социального предпринимательства МТПП.

Другая масштабная цифровая крауд-платформа – «Агрегатор бизнес-моделей и сервисов для социально преобразующих проектов». Инициатива президента Фонда развития технологий и цифровых экосистем Виктора Альбицкого предлагает доступ к лучшим практикам социального предпринимательства, мерам поддержки, а также к онлайн-сервисам для управления социально ориентированным бизнесом и постоянной коммуникации с экспертами и наставниками.

Инициатива по созданию «Социального кластера» президента ассоциации «Особые люди» Татьяны Флегановой из Свердловской области предполагает использование как онлайн-, так и офлайн-форматов. Это проект межведомственного, межпрофильного и межсекторального взаимодействия по организации социальной помощи, объединяющий СОНКО, социальных предпринимателей, социально-ориентированный бизнес и органы власти. Проект включает создание центров помощи и поддержки социальных инициатив и информационный портал «СОЦИО», предоставляющий единую базу данных и экосистему социальных сервисов и услуг. Инициатива уже реализуется в формате приоритетного проекта Свердловской области

Оригинальное решение предложила команда из Татарстана под руководством гендиректора агентства развития цифровой экономики Романа Тахтарова - платформу для социально-предпринимательской кооперации «Лепта». Разместившись на такой платформе, стартап или инвестиционный проект с социальным эффектом сможет получить все недостающие ему ресурсы: финансы, компетенции, экспертизу, поддержку, кадры, связи. В основе платформы – уникальная социальная технология «экономика заслуг», которая оцифровывает социальный капитал в электронных баллах, удобных для голосования по общественно-значимым вопросам. «Распределение грантов, принятие решений о строительстве объектов в публичных местах, определение качества работы госслужащих – это лишь малая часть того, во что могут быть вовлечены граждане с помощью «экономики заслуг»», - указывается в описании проекта. Пилотирование проекта «Лепта» проводилось в столичном Южном Бутово. По итогам, число граждан, участвующих в социально-полезной работе, превысило 50% при средних показателях такой деятельности в 3-4%.

Еще одна инициатива - платформа социально-ориентированного маркетинга на основе благотворительного кэшбэка Ивана Борозняка из Хабаровского края. Суть проекта – создание платформы социально-ориентированного маркетинга, включающей приложение для покупателей и экосистему партнеров. Авторы идеи намерены вовлечь в благотворительность 500 тыс. человек и привлечь 750 млн руб. в течение первого года работы платформы. Работает это так: «производитель хочет выделить свой товар на полке и закладывает благотворительный кэшбэк в маркетинговые расходы. Ритейлер помечает такой товар специальным ценником. Покупатель сканирует QR-код чека в приложении и видит начисленный кэшбек, а затем распределяет его по своему усмотрению в благотворительные фонды, аккредитованные на платформе», - указывается в описании проекта. Лидер проекта приводит данные исследования CAF, согласно которым почти 60% россиян склонны покупать продукты и услуги компаний, которые жертвуют на благотворительность. Техническую реализуемость идеи подтвердил разработчик кэшбек-сервиса 2ГИС. Чек, бренды, ритейлеры и фонды также заинтересованы в этом проекте, указывают авторы идеи со ссылкой на агентства социально-ориентированного маркетинга RedMe, PepsiCo и «Форум доноров».

Технологическая платформа «Ортомода» предполагает создание маркетплейса средств реабилитации. Цель проекта – помочь людям с ограниченными возможностями в приобретении современных индивидуальных медицинских устройств. Авторы проекта намерены создать веб-ресурс, где пользователи смогут выбирать средства реабилитации из каталога-конструктора.

«Платформа позволит изменить технологию производства и реализации средств реабилитации, создать условия, когда в конструировании индивидуальной модели принимает участие заказчик. Также это повысит эффективность продаж и осуществит принципиально новую схему реализации продукции, расширит географию продаж, объединит усилия государства, заказчика, продавцов и производителей на одной информационной площадке», - отмечают авторы проекта. Реализация инициативы рассчитана на пять лет и потребует более 60 млн руб инвестиций. В 2024 году количество покупателей на платформе должно составить 10 млн человек.