Новая социальная стратегия. Сессии «Пандемия и социальная ответственность» и «Новая этика отношений: врач, пациент и его близкие»

Открывая сессию «Пандемия и социальная ответственность», Нюта Федермессер, руководитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы», отметила, что время 2020 – время социальных изменений. Она сказала: «2020 год нам всем запомнится. Я уверена, что этот год отразится в учебниках истории всего мира. Жизнь уже изменилась. Как изменилась жизнь всей планеты после 9/11 – точно так же будут говорить про жизнь после года 2020, жизнь после пандемии. Форум, на котором мы начинаем социальную дискуссию, называется „Сильные идеи для нового времени“. И это время обострило социальные вопросы больше, чем многие другие – каждый человек на земле почувствовал себя уязвимым, столкнулся с чем-то неведомым».

Модератор привела статистику, показавшую значимость социального трека Форума: «Социальный трек стал наиболее популярным – более 3000 идей прислали люди. Идей, мыслей о том, как изменить существующие порядки. Когда мы изучали идеи, выявилось 2 парадокса». Эти парадоксы, по ее мнению, касаются того, как в России оказываются меры поддержки. Первый парадокс связан с получением помощи, которая бывает не той, которую ожидают. Например, человек получил инвалидную коляску, а пандуса в доме, где он проживает, нет. И тогда эта помощь становится бесполезной. Второй парадокс, по словам спикера, связан с тем, что «сам процесс получения этой помощи часто унижает человека».

В продолжение темы социальных обязательств Александр Аузан, декан экономического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, подчеркнул, что дополнения, принятые Конституцией РФ, содержат много новых социальных обязательств. И это своеобразный «договор» между обществом и государством, гарантия того, что государство должно предложить обществу.

В связи с пандемией возникла проблема персональных данных. По словам спикера, это «главный нерв между человеком и государством»: «Пандемия ударила по мозгам. Мы вошли в период страха, в экономику великих рисков. Главная ответственность оказалась на государстве. И связано это с тем, что у государства в руках такие технологии, скрининг, возможность через цифровую картинку регулировать риски. У людей разное отношение к тому, что происходит с их персональными данными. По России 54% людей говорят: „Это мои персональные данные, я вправе предоставить их государству или не предоставить“». При этом, отметил докладчик, все согласны, что есть два случая, когда государство вправе забрать наши персональные данные. «88% респондентов согласны, что государство вправе пользоваться нашими данными для борьбы с преступностью, и 77% – для борьбы с болезнями», – сказал Александр Аузан.

В завершение своего выступления декан подчеркнул, что из сложившейся ситуации необходимо извлечь уроки на будущее: «Нам нужна политика социальных инвестиций и нам нужно менять институты здравоохранения и образования».

Ситуацией «планетарного масштаба» назвала пандемию Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета. По ее словам, «мы попали в иной мир, а дверь назад – уже закрыта». И в этой непростой ситуации нужно научиться распределять ответственность между государством и человеком. Нужно «ментальное напряжение всех, кто может выработать новые правила игры, но у нас нет даже 10 лет, чтобы придумать эти правила», подчеркнула она.

Участники сессии отметили, что предстоящие изменения и правила должны быть рассчитаны на десятилетия и вырабатывать их должны все – общественность, бизнес и чиновники «на равных».

Анастасия Татулова, основатель сети семейных кафе «АндерСон», общественный омбудсмен в сфере малого и среднего бизнеса, коснулась темы доверия бизнеса государству. Она считает, что вера в справедливость оказалась подорвана, поскольку обещанную помощь получили на основании «странных критериев» далеко не все и многие с этим не согласны. «Государство не смогло помочь всем, кому обещало. И это не про деньги. Правила и принципы, озвученные государством, не были выполнены. Сейчас хорошее время все пересмотреть», – сказала в завершение спикер.

Сессия «Новая этика отношений: врач, пациент и его близкие» проходила с участием врачей, церковнослужителей, чиновников и благотворителей.

Участники делились своим опытом, отвечали на многочисленные вопросы модератора и непосредственно в ходе сессии старались сформулировать эти новые правила этики.

Денис Проценко, главный врач ГБУЗ «Городская клиническая больница № 40», уверен, что эффективность лечения во многом зависит от психоэмоционального комфорта и пациента, и врача. Ему удалось в своей «Коммунарке» сформировать неравнодушную команду, а также нарушить правило «закрытых дверей» и пустить в реанимацию родственников и волонтеров.

Он подчеркнул, что очень важно в педиатрии, особенно в детской, чтобы мама находилась рядом с ребенком, а для этого должны быть обустроены определенные условия. Например, должно быть место для мамы, где она может отдохнуть или побыть одна в трудные моменты. Но заниматься обустройством должен не доктор, а архитекторы, проектирующие больницы. Однако далеко не все больницы пока строятся с учетом всего необходимого и гуманного.

Татьяна Буцкая, председатель Общероссийской общественной организации поддержки материнства и детства «Совет Матерей», цитировала выражения реальных акушерок в роддоме, которые способны психологически травмировать матерей. «Мы сейчас находимся в такой демографической ситуации, когда не можем рисковать ни одним ребенком. А при этом видим, что мы рискуем мамами, которые не хотят возвращаться в роддома, где они чувствовали себя униженными. …Этический кодекс здравоохранения с точки зрения роддомов нам очень нужен», – подвела итог спикер.

Заместитель губернатора Нижегородской области, Министр здравоохранения Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов обратил внимание на важность создания настоящих врачебных команд – профессиональных, с взаимовыручкой и высокой мотивацией. «Пациент доверяет конкретному врачу, а команде, медицинской организации не доверяет, и это нужно исправлять», – сказал спикер.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, напомнил, что церковь сегодня занялась серьезной социальной работой, в том числе проводит спецподготовку священников в ковидных госпиталях. «Мы не имеем права никого обвинять. Надо понимать обязательно, что это очень трудно, очень тяжело быть рядом с человеческой болью. И если сейчас отказываются от своих родных людей, от детей больных, от стариков, пытаются сбагрить их куда-то, то что говорить о людях, которые тебе чужие, которые тебе неприятны. И вот быть рядом с ними и заботиться о них – это трудный подвиг. Но мы все обречены на это», – заявил владыка.