Современная экономика. Сессия «Лидеры новой экономики: тренды и бренды»

Участники форума АСИ и Фонда Росконгресс «Сильные идеи для нового времени» при поддержке Правительства Москвы провели сессию на тему «Лидеры новой экономики: тренды и бренды».

Владимир Ефимов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений, в своем выступлении отметил, что «главными в своей работе мы ставим комфортное проживание людей и ведение бизнеса. Все строим вокруг человека. За последние годы проведена большая работа, которая улучшила облик города, инвестиционную среду, а также инфраструктуру города. Москва стала существенно комфортнее как для проживания, так и для ведения бизнеса. Во многих международных рейтингах она занимает топовые позиции и по комфорту, и по безопасности, и по городской среде. Зеркалом экономики города являются инвестиции. С 2010 года их объем увеличился более чем в 2,3 раза».

«В современной тяжелой экономической ситуации на следующий год планируется дефицитный бюджет, но без сокращения адресной инвестиционной программы, объем которой – порядка 600 миллионов рублей. Это не ниже, чем было в этом году и в предыдущие годы. Мы понимаем, что каждый рубль наших инвестиций – это катализатор для запуска частных инвестиций. Средства, которые мы направим на создание транспортной и социальной инфраструктуры, позволят запустить частные проекты», – заявил спикер.

Он также отметил, что «есть сложности, связанные с привлечением иностранной рабочей силы из-за закрытия границ в сферу строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Но пока мы не видим эту проблему как критичную. Наметилась отрицательная динамика по наличию квалифицированной рабочей силы в городе. Пока это не имеет негативных тенденций. Продолжение пандемии может привести к сложностям. Мы очень надеемся, что она скоро закончится. Но даже она играет свою положительную роль в адаптации бизнеса и внедрении новых технологий. Целый ряд услуг оказывается дистанционно. Сфера развлечений закрыта, но мы видим рост продажи этих услуг онлайн. Если говорить об общей выручке всех предприятий на территории города, то за летние месяцы она восстановилась и даже стала выше в сфере услуг, чем годом ранее. Некоторые отрасли, наоборот, просели. Посещение торговых центров и их обороты не восстановились. Это говорит о том, что новые способы работы с клиентами прочно вошли в нашу жизнь. Они внесут коррективы и в модели оказания услуг населению».

Андрей Чибис, губернатор Мурманской области, считает, что «удобства для людей, которые живут на Севере, еще важнее. Для того, чтобы реализовывать амбициозные задачи, которые поставлены в недавнем указе президента по стратегии развития Арктики, нам необходимо привлекать человеческий капитал, а это значит, что один из ключевых трендов – сделать Арктику и населенные пункты в ней удобными для жизни. Это очень непросто, благодаря нашему суровому климату. Мы определили свои тренды по нескольким ключевым направлениям. Тема городской экономики и городской среды – это принципиально важный тренд, мы тратим на это деньги. Мы привлекаем в том числе и финансы нашей промышленной группы. В регионе мы вместе создаем комфортную городскую среду. Даже по индексу развития городской среды мы очень динамично стали в последний год подниматься, что очень непросто. Второе – мы прекрасно понимаем, что в том числе Мурманск, который построен предыдущими поколениями и является самым крупным городом за полярным кругом, требует очевидной перезагрузки. И мы сейчас разрабатываем очень детальный проект трансформации городского пространства».

Спикер заявил, что «благодаря тем инвестконтрактам, которые уже реализованы на территории области, в ближайшие годы более 100 миллиардов рублей пойдет на модернизацию производств – по сути, на цифровую трансформацию производств и создание новых экологически чистых производств, потому что тема защиты экологии и тема Арктики неразделимы. Чтобы не просто довлеть над бизнесом, а стимулировать инвестиции, мы сегодня получили самую крупную в стране, первую в Арктике территорию опережающего развития с символичным названием „Столица Арктики“».

Роман Тимохин, генеральный директор MR Group, в своем выступлении отметил, что «Москва показала всем пример, осуществив такую масштабную реконструкцию города. Сегодня то, что происходит в Москве, то же самое „Зарядье“, – гениальный проект. Обычно госкорпорации не создают такие успешные рыночные проекты. Здесь как раз наоборот. Мы в регионах сейчас повторяем то, что сделала Москва. Мы создаем внутри каждого проекта всю необходимую инфраструктуру, чтобы человек мог никуда не ездить. Для Москвы это значит, что люди должны оставаться и работать здесь, тратить и инвестировать. Применительно к нам – чтобы люди, работающие в нашем проекте, были обеспечены всей необходимой инфраструктурой. Там человек может заниматься спортом, у него есть и школы, и детсады, и все сферы услуг: рестораны, магазины и т. п. Сегодня мы сосредоточены на продукте, когда человек может получить все в одном месте».

Дмитрий Сергеев, генеральный директор AliExpress Russia, считает, что «пандемия обострила многие тренды». «То, что ожидалось, что произойдет за три-четыре года, произошло за несколько месяцев. Что касается электронной торговли, то в России дистанционная торговля была три-четыре процента от общего ретейл-рынка. Сейчас ожидается, что будет 9–10%. Это еще далеко от Китая, где 30–40%. Но как было в Китае: сначала SARS, а теперь и COVID-19 подстегнули развитие электронной торговли, мы все понимаем, что это произошло на наших глазах. И произошло потому, что люди физически не могли пойти в закрытый торговый центр. Сказать, что это полностью разворачивает офлайн-торговлю, нельзя. Люди же ходят в ТЦ не только ради покупок, а ради социализации и развлечений. Мы все социальные существа, и нам нужно общаться с семьей и друзьями. При этом огромное количество потребителей, попробовав электронную торговлю, продолжит покупать дистанционно. Сложно себе представить покупку качественного дивана дистанционно. Но покупка товаров первой необходимости будет и дальше уходить в онлайн. Российский рынок в этом смысле не уникален и будет следовать мировым трендам. В целом, пандемия многое изменила. И в нашем случае с электронной торговлей это изменения долгосрочные. Был летний период, когда большинство ограничений были сняты. Привело ли это к падению продаж? У нас, у Ozon, у Wildberries? Нет, не привело. Продажи продолжают расти. Люди, которые пришли в онлайн, там и останутся. Я не люблю слово „экосистема“. Им называют все, что угодно. В России есть несколько мощных экосистем. Мы входим в экосистему Mail.ru. Но мне кажется, что российский рынок может позволить себе несколько больших платформ, куда входят проекты, которые позволяют удовлетворить разные потребности человека. Нельзя говорить, что одна какая-то платформа победит всех. Есть разные модели», – считает Дмитрий Сергеев.

Владимир Потапов, главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции»; руководитель департамента брокерского обслуживания, старший вице-президент Банка ВТБ (ПАО) (генеральный спонсор Форума), отметил, что «год показал всю силу мультипликатора. 99% счетов открывается в онлайне, и с начала года рост бизнеса составил более 60%».

«Сочетание того, что с точки зрения и собственников, и потребителей новый мир намного более интересный, денежный и быстрый, вошло в наше текущее состояние, и уже из этого не выйти. Очевидно, что ломка идет у всех, проще новым секторам и бизнесам», – заявил спикер.

«Мы сейчас живем в период большей определенности, чем у нас было год назад. Человек всегда готов к изменениям, но неопределенность была с нами всегда. Сегодня бизнес знает, что ему делать, и решительности у него сейчас больше», – считает Владимир Потапов.

Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекс», сказал, что «ему нравятся слова о пандемии, как о любом кризисе, в качестве ускорителя». «Все, что ускорилось, это, прежде всего, касается цифровой трансформации. За последние полгода прошедшей жизни мы поняли, что у любой сложной проблемы есть простое, очевидное, но совершенно неверное решение. Мы уже это много раз проходили. Очень хочется видеть мир черно-белым. Мощнейший тренд последних месяцев – тренд „удаленки“ в разных ее проявлениях. И масса споров: а вот все уйдут или все вернутся? Ни того, ни другого не будет», – считает спикер.

«Пандемия уже длится почти девять месяцев и приучила нас к странной жизни. Она научила нас новым выборам. Огромное количество компаний сейчас обсуждают гибридные режимы. Не ведется дискуссия, когда мы вернем всех в офисы и забудем про „удаленку“ и, наоборот, когда мы закроем офисы и отправим всех по домам. Считаю, что ни тот, ни другой вариант не жизнеспособен. Но ведутся интересные обсуждения, как должен быть устроен гибридный режим», – добавил Андрей Себрант.

«Должны ли это быть разные команды, разные дни? Массовые варианты, мы не знаем ответов. Правильного нет. Будет масса выборов. Мы жили в мире, где для офисных сотрудников выбора было два: либо каждый день в офис, либо на фрилансе на пляже. Мы не говорим о пожарных и врачах. Пока нет. Будет ровная размазанная история. Новый мир, где предстоит оптимизировать процессы в городах. Оптимизировать городскую среду. Они вынужденно поменяются, начиная от микромобильности и заканчивая центрами, которые будут структурированы по-другому», – считает Андрей Себрант.

«У нас в России есть масса своих технологичных решений, которые иногда даже превосходят любые мировые аналоги. Проблема в том, что они бесполезны, если они не лягут на трансформацию корпоративной культуры – культуры управления не только в бизнесе, но и городами, государственными учреждениями, образованием, здравоохранением и т. д. Если мы хотим упомянуть не только тренды и успехи, то вот, пандемия высветила эту проблему. Мы массово, как участники бизнеса и прочих процессов, не до конца готовы к этой трансформации», – сказал в заключение Андрей Себрант.