Авторы социального проекта из Татарстана рассказали об объединении усилий государства и общества для развития детей-инвалидов

В Татарстане запустили проект «Сможем вместе» для создания благоприятных условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Благодаря ему детям прививаются простые бытовые навыки: они учатся самостоятельно принимать пищу, гладить вещи, покупать продукты в магазинах, при этом делается акцент на их профессиональной подготовке, профориентации и социальной инклюзии.

Такой комплексный подход оценило жюри конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов России, организованного АСИ. В 2019 году проект стал победителем конкурса в номинации «Социальное благополучие». Практика размещена на платформе «Смартека» и рекомендована для распространения в регионах. Ей заинтересовались Ульяновская область, ХМАО и Адыгея. Консультант отдела организации социального обслуживания семьи и детей департамента социального развития ХМАО Ольга Заболотнева рассказала, что опыт Татарстана внедряется в деятельность учреждений социального обслуживания, подведомственных депсоцразвития Югры.

«Эта практика позволяет создать благоприятные условия при предоставлении социальных услуг семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить максимально возможную социальную адаптацию и интеграцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья», - заявила Заболотнева.

С чего все начиналось?

Реализация проекта «Сможем вместе» началась в 2018 году в реабилитационных центрах для детей и подростков с ОВЗ и социальных приютах для несовершеннолетних. Его запустило министерство труда, занятости и социальной защиты Татарстана при поддержке зампреда госсовета республики, руководителя объединения женщин-депутатов госсовета «Мэрхэмэт – Милосердие» Татьяны Ларионовой.

Причинами появления проекта стали рост количества детей-инвалидов (в 2017 году в Татарстане было 14,8 тыс. детей-инвалидов, в 2018 – 15,2 тыс., в 2019 – 15,6 тыс.), недостаточное внимание к ним и неподготовленность родителей, в том числе по первичным социально-бытовым навыкам.

«Пережить рождение ребенка-инвалида для семьи бывает непросто, поскольку люди не всегда готовы к этому психологически. У родителей начинается паника, они не знают, что делать. В таком случае возможно развитие негативных тенденций, когда папа под тяжестью груза проблем и ответственности уходит из семьи, а мама остается один на один с трудностями. Таким семьям требуется большая психологическая поддержка», – считает замминистра труда, занятости и социальной защиты Татарстана Юлия Абдреева.

Когда ребенок проходит реабилитацию в медико-социальном центре, специалисты работают с пациентом и его мамой. Они учат ее основным принципам ухода за ребенком. Курс реабилитации длится всего 30 дней.

«За это время даются основные навыки, чтобы мама дома могла продолжить работу по обучению и развитию малыша. Также она проходит еще один курс – психологический, чтобы у нее не опустились руки. Самое главное, чтобы женщина не замыкалась на своем ребенке», – добавила Абдреева.

Принцип минимакса

Проект нацелен на объединение усилий государства и общества по созданию благоприятных условий для воспитанников приютов и реабилитационных центров, которые помогут их бытовому, трудовому и физическому воспитанию, получению необходимых знаний и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

«Во всех социальных приютах созданы кабинеты социально-бытовой адаптации, где воспитанники учатся первоначальным бытовым навыкам: готовить, гладить, стирать. Также созданы кабинеты по освоению ими первичных профессиональных навыков (швейные и столярные мастерские). Одновременно с этим заключены 20 соглашений с волонтерскими организациями и общественными организациями о взаимодействии с социальными приютами в части обучения воспитанников. Например, парикмахерскому делу, составлению букетов, фотоделу, различным народным ремеслам», - сообщила Абдреева.

«В 16 приютах созданы «Гостевые комнаты». В них проводятся встречи воспитанников с родителями, проводятся занятия совместно с родителями и детьми, направленные на восстановление детско-родительских отношений, различные консультации для родителей. Также более 70% воспитанников были вовлечены в досуговую деятельность, стали посещать различные кружки и секции, функционирующие на базе учреждений дополнительного образования», – отметила она.

Новые форматы на дистанции

Из-за пандемии специалистам приходится в дистанционной форме выстраивать взаимоотношения с участниками проекта. Уже разработаны пакеты учебных занятий: семьи с детьми-инвалидами подключаются к социальным сетям и могут в онлайне получать социально-педагогические и социально-психологические услуги. Также проводятся онлайн-консультации для родителей.

Кроме того, в рамках инициативы «Сможем вместе» в Татарстане разрабатываются инновационные проекты по оказанию дистанционной информационной поддержки семьям, воспитывающих детей-инвалидов. В их числе - телеуроки для мам таких ребят. С их помощью женщины могут научиться новым социальным технологиям.