Губернаторы провели мастер-класс по экспорту

Гранола без глютена, логистический хаб, торговля на глобальных виртуальных маркетплейсах: на форуме «Сделано в России», организованном Российским экспортным центром (РЭЦ), губернаторы рассказали о лучших региональных инициативах в области экспорта. 17 успешных практик по поддержке экспортеров в регионах, размещенных на площадке «Смартека», уже внедряются в 12 других областях России, отметила гендиректор АСИ Светлана Чупшева.

«Взгляд с точки зрения региона помогает сформировать целостную картину экспортной ситуации в стране», - сказала гендиректор РЭЦ Вероника Никишина, открывая работу круглого стола «Мастер-класс от губернаторов. Лучшие практики». Стандарт экспортной политики, разработанный РЭЦ, сейчас проходит пилотирование в 11 регионах России. Предполагается, что к 2024 году он будет внедрен уже по всей стране. Однако, по словам Никишиной, инструменты стандарта необходимо адаптировать к особенностям каждого региона.

Важность эффективного позиционирования региона на международной арене отметил глава республики Татарстан Рустам Минниханов. «У нас хороший внешний товарооборот, шестой по объему в стране. Мы работаем с государствами БРИКС, ШОС, странами исламского содружества», - сказал он. При этом в экспортном активе республики не только нефть и нефтепродукты, но продукция машиностроения, фармацевтики и сельскохозяйственного комплекса. «Особенно активно мы работаем на экспорт халяльной продукции. Сейчас это очень востребовано в мире», - подчеркнул Минниханов.

«Наше нахождение в окружении стран ЕС способствует развитию экспорта», - отметил, в свою очередь, губернатор Калининградской области Антон Алиханов. «Мы занимаем пятое место в стране по экспорту сельхозпродукции и продовольствия и ориентируемся на продукты с высокой добавочной стоимостью, поскольку европейские рынки продовольствия достаточно консервативны – чем проще продукт, тем больше у него конкурентов», - рассказал Алиханов. Важными для внешнеторгового оборота региона Алиханов считает также экспорт туристических услуг и логистическую систему транзитных потоков, связывающих рынки Европы и Азии.

Экспорт Удмуртии – это в первую очередь продукция автомобилестроения и оборонного комплекса. Однако в регионе стараются развивать экспортный потенциал малого и среднего бизнеса, сообщил глава республики Александр Бречалов. «Этот год сориентировал нас в сторону онлайн-торговли. Бренд «made in Udmurtia» представлен на площадках AliExpress и eBay. Используя инструменты виртуальной торговли, мы теперь можем вывести продукт на экспорт за три месяца. Пример тому – наша безглютеновая гранола», - поделился Бречалов.

Востребованность грузоперевозок при наращивании экспорта отметил губернатор Амурской области Василий Орлов. «Мы взяли за основу практику создания логистического хаба в Ульяновской области, которая размещена на «Смартеке» АСИ», - рассказал губернатор. В рамках реализации проекта хаба уже построены мост на границе России и Китая и склады для хранения с разными температурными режимами. Скоро планируется возвести элеватор по стандартам ЕС и грузовой терминал в аэропорту Благовещенска для авиакарго.

Необходимо создавать новые возможности для экспортеров, отметила генеральный директор АСИ Светлана Чупшева. В частности, она рассказала об инициативе Go Global, которая объединила ресурсы различных структур (генконсульств, постпредств, РЭЦ, АСИ и др.) для сопровождения и продвижения проектов с экспортным потенциалом.

«За год работы Go Global группа компаний Геоскан закрепилась в качестве одного из важнейших игроков мирового рынка дронов, компания ЮВЛ Роботикс стала поставщиком беспилотных решений для инвентаризации складских помещений таких глобальных компаний, как Kimberley Clark, Mars и Toyota, сервисная компания ИНТРА, занимающаяся устранением протечек трубопроводов на объектах ТЭК, выиграла тендер на проведение работ на газопромышленных заводах в ОАЭ. А один из самых известных российских брендов Учи.ру (изначально – лидерский проект АСИ, а со вчерашнего дня – компания с оценкой порядка 200 млн долларов США и стратегическим инвестором в лице Mail.Ru Group) присутствует на рынках пяти странах БРИКС, США, Канады, Индонезии и Вьетнама», - поделилась глава агентства.

Светлана Чупшева также рассказала, что в ближайших планах АСИ – обновление национального рейтинга инвестиционного климата регионов: в него будут включены показатели, связанные с поддержкой экспорта.

«Отдельно хотела бы отметить наш большой экспортный потенциал в философии «Россия – зеленый континент»: это и органические продукты, и косметика, и экотуризм», - резюмировала Чупшева.