КЭФ-2014: От развития кадрового потенциала к его капитализации

В рамках 11 Красноярского экономического форума «Россия: новые источники роста» (КЭФ-2014) состоялась целая серия дискуссий, посвященных развитию кадрового потенциала нашей страны и совершенствованию механизмов подготовки специалистов, способных вывести экономику России на принципиально новый уровень.

Одним из основных источников долгосрочного устойчивого экономического роста является кадровый потенциал. Однако его использование требует от государства и от работодателей дополнительных мер по стимулированию развития трудовых ресурсов. От эффективности реализации этих мер напрямую зависит приток инвестиций в российскую экономику. 

Наиболее успешной схемой капитализации кадрового потенциала страны является создание высокопроизводительных рабочих мест, способных обеспечить прирост интеллектуальной составляющей, а значит и увеличение добавленной стоимости конечной продукции.

Вклад человеческого капитала в экономический рост

27 февраля представители ведущих российских компаний и федеральных институтов развития пытались найти ответы на самые острые вопросы: Каков общий уровень компетенций и навыков в России по сравнению с другими странами? Какие основные барьеры ограничивают развитие человеческого капитала в России? Как повысить доступность социальных лифтов для населения? Каким образом ВУЗы обеспечивают релевантность своих программ потребностям работодателей? Что может сделать и уже делает государство и бизнес, чтобы усилить связь образования и потребностей работодателей? Как привлечь к работе в России талантливых ученых и управленцев из других стран, и за счёт чего можно удержать отъезжающих?

Алина Досканова, Екатерина Лошкарева (АСИ)

Руководитель Департамента реализации и мониторинга национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерина Лошкарева: «Развитие человеческого капитала в России должно сопровождаться конкретными вещами: необходимо признать всемирные тренды, с которыми мы должны считаться, и делать выводы. Реиндустриализация, роботизация, возвращение производства на свои площадки, вытеснение рутинных процессов и необходимость в квалифицированных кадрах. 

Мы понимаем, что на данный момент наиболее важными являются сквозные, а не узкоспециализированные профессии, и именно они нужны всей стране. Как мы видим на примере Бразилии, мощнейшим инструментом здесь является чемпионат WorldSkills, и Бразилия уже является страной, предпринявшей активные действия, в результате которых она принимает международный финал этого соревнования. 

У нас сейчас тоже есть шанс сделать подобные действия и принять чемпионат 2019 года. Нужно ли это нам? На мой взгляд, это даже не вопрос, это нужно просто брать и делать, быстро, системно и по всем фронтам».

Алексей Репик, сопредседатель Деловой России

Руководитель рабочей группы АСИ по созданию Национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК), сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик:

«Если мы посмотрим на данные Всемирного экономического форума, то станет понятно, что в России основная проблема инвестиционного климата – дефицит высококвалифицированного человеческого капитала. Если эту глобальную проблему разложить на составляющие части, то мы увидим, что просто не умеем удерживать высококвалифицированные мозги в стране. Мы востребованы в разных отраслях на мировых рынках. Чтобы кадры «оседали» именно в России, нам нужна более системная культура. 

Хочется отметить, что российские работники хорошо мобилизуются в кризис. У меня на предприятии трудится более 2700 сотрудников, и хочу сказать, что в нестандартных условиях они показывают хорошие результаты. 

Уровень подготовки работников - Олимпиада в Сочи. После ее проведения я общался с иностранцами, и они просто не могли понять, как при таком уровне подготовки мы можем на таком уровне провести олимпиаду. И, тем не менее, если говорить кратко о тех вещах, которые могут действительно изменить ситуацию в России, то мои надежды связаны с двумя проектами: «Глобальное образование» и «Дуальное образование». Оба этих проекта сейчас стартовали, и я, как член Наблюдательного совета АСИ доволен, что я непосредственно связан с этими проектами».

Кадровый потенциал регионов: источники капитализации

На проектной сессии, которая прошла в рамках КЭФ-2014 28 февраля, обсуждались уже конкретные схемы и механизмы трансформации кадрового потенциала, ресурсов и возможностей субъектов Российской Федерации в устойчивый экономический рост.

Круглый стол «Дуальное образование в Красноярском крае: новые возможности роста кадрового потенциала»

Представители Агентства стратегических инициатив, Минобрнауки, Минпромторга, Агентства по труду и занятости населения Красноярского края, машиностроительных предприятий, профессиональных образовательных и высших учебных заведений региона, а также «Центра современных технологий профессионального образования» определили ключевые направления, задачи и планы работы по организации на территории Красноярского края пилотного проекта по внедрению элементов дуальной системы образования.

Участники проектной сессии оценили опыт внедрения этой системы в России, Германии и в других европейских странах и подготовили проектные предложения по организации совместной деятельности, с тем, чтобы наиболее эффективно решить задачу создания и заполнения высокотехнологичных рабочих мест.

Алина Досканова (АСИ)

Руководитель проектов направления «Молодые профессионалы» АСИ Алина Досканова: «Когда мы говорим о дуальном образовании, хотелось бы обратить внимание на те принципы построения дуальной системы, которые реализуются именно в Германии. Нормативная база, которая там формируется, является коллегиальным решением и продуктом взаимодействия федеральных и региональных как органов власти, так и объединений работодателей и отдельных предприятий. 

Важным фактором, который влияет на построение дуальной системы - это долевые инвестиции, как государства, так и компаний-работодателей. Разумеется, всё это реализуется на принципах синхронизации теории и практики в процессе обучения. Одним из моментов, на котором мы будем делать особый акцент в реализации пилотного проекта, является независимая система оценки выпускников, преподавателей и мастеров производственного обучения».

Екатерина Лошкарева (АСИ)

Руководитель Департамента реализации и мониторинга национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ Екатерина Лошкарева: «Для нас это первый подход к обсуждению специфики внедрения элементов дуальной модели образования на конкретном регионе. После подписания соглашений с регионами-финалистами мы уже провели практический семинар с представителями 10 регионов в Москве, но сейчас важно обсудить механизмы адаптации «идеальной» германской модели дуального образования в конкретной ситуации Красноярского края, с учётом местной специфики, какие элементы будут заимствованы, а какие - нет. Важно понять, какие моменты пока вызывают вопросы, что мешает в реализации проекта, что можно улучшить на уровне нормативной и правовой базы».

Отдельной темой обсуждения стал вопрос подготовки профессиональных стандартов. Заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Сергей Кукушкин предложил коллегам использовать наработки предприятия в области создания профессиональных стандартов для работников высокотехнологичных отраслей. Его компания уже имеет опыт прохождения всех необходимых процедур в этой области и в ближайшее время представит свои проекты профстандартов на рассмотрение представителям других предприятий и отраслей.

Национальная система компетенций и квалификаций: фокус на регионы

Пилотные проекты по организации в регионах России эффективной модели подготовки кадров, в том числе на примере дуальной системы образования, являются важной составляющей системной работы АСИ по реализации «дорожной карты» НСКК.

Корпоративный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева и заместитель губернатора Красноярского края Андрей Гнездилов подписали на Форуме КЭФ-2014 «дорожную карту» Создание национальной системы компетенций и квалификаций в Красноярском крае.

Мероприятия «дорожной карты» направлены на создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в формировании, развитии, накоплении, воспроизводстве, оценке и защите квалификаций и компетенций. 

Светлана Чупшева (АСИ), Андрей Гнездилов (Красноярский край)

Реализация этих мероприятий позволит увеличить число высокопроизводительных рабочих мест в регионе и обеспечить создание глобально конкурентоспособной, востребованной на мировых рынках продукции нового поколения.