Реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) стала ключевой темой заседания Правительства

17 апреля на заседании Правительства Российской Федерации обсуждался вопрос выполнения мероприятий «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы (НПИ). 


В настоящее время утверждены и реализуются 11 поэтапных планов по сокращению административных барьеров в различных секторах экономики.


Председатель Правительства Дмитрий Медведев подчеркнул, что особая ценность «дорожных карт» - в том, что они разрабатываются при участии бизнес-сообщества, оценку им дают тоже сами предприниматели, исходя из личного опыта.


Дмитрий Медведев: «Основная цель «дорожных карт» остается прежней: упростить и ускорить процедуры, которые связаны с открытием собственного дела, занятием бизнесом, налоговым и таможенным администрированием, доступом к объектам инфраструктуры, и на этой основе сделать качественное движение в сфере предпринимательского климата».



При этом он отметил, что с середины 2012 года (когда были приняты первые «дорожные карты») уже есть результаты и в таможенной сфере, и в энергетике, и в строительстве. Однако работа предстоит большая, так как на сегодняшний день выполнено чуть больше 50% предусмотренных «дорожными картами» мероприятий. 


«Нужно нам вместе с коллегами-депутатами навалиться на соответствующие законопроекты и как можно быстрее подготовить окончательную версию с тем, чтобы Государственная Дума за них проголосовала», - заявил Дмитрий Медведев.



Помощник Президента Российской Федерации Андрей Белоусов уточнил, что в рамках реализации мероприятий «дорожных карт» с просроченной датой принятия находятся 39 проектов федеральных законов. При этом 7 из них - в высокой степени готовности.



Андрей Белоусов: «Уже фактически назначены даты проведения комитетов в Государственной Думе, и мы с высокой степенью уверенности можем констатировать, что в весеннюю сессию эти законопроекты будут приняты».


«Мы конкурируем за деньги инвестора, конкурируем глобально, конкурируем с лучшими, серьёзнейшими мировыми компаниями, и на это нацелены, собственно говоря, «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы. Они разработаны по целеполаганию бизнеса и в основном его усилиями. Мы вместе с Агентством стратегических инициатив выполняем функцию такого системного интегратора», - отметил в своем выступлении Министр экономического развития Российской Федерации Алексей Улюкаев.



Среди положительных примеров реализации «дорожных карт» он назвал: сокращение срока регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также операций по осуществлению государственного кадастрового учета до 18 дней.


«С точки зрения доступа к энергосетям мы очень серьезно снизили сроки и добились того, чтобы стоимость технологических подключений для потребителей не выше 180 кВт снизилась примерно в 3 раза, что, собственно говоря, и послужило основанием для экспертов Doing Business к тому, чтобы позиция по этой «дорожной карте» улучшилась сразу на 67 пунктов», - подчеркнул Алексей Улюкаев.


Самое большое количество неисполненных мероприятий - по следующим «дорожным картам»: «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» и «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».



Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин обратил внимание на то, что успешность реализации «дорожных карт» напрямую связана с изначальной позицией госведомств по отношению к бизнесу.


«Эти успехи в основном касаются тех ведомств, которые заняли проактивную позицию и работают с бизнесом не по почте, так сказать, а face to face, – это Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Минэкономразвития, Минэнерго. Там есть та динамика, которую фиксирует бизнес в опросах», - пояснил Андрей Никитин.


При этом глава АСИ отметил, что даже успешные «дорожные карты» сталкиваются с административными барьерами при их реализации.


«Ситуация с дальнейшим ускорением подключения к электросетям у нас во многом упирается в строительные процедуры. То есть реализация «карты» по энергетике тормозится из-за того, что мы не всегда успеваем упрощать процедуры по ускорению выделения земель, получения разрешительной документации под объекты инфраструктуры. Сейчас эта ситуация потихоньку Министерством строительства начинает налаживаться, но пока мы еще далеки от хорошего результата», - пояснил Андрей Никитин.



Генеральный директор АСИ отметил, что много вопросов остается у бизнеса по срокам прохождения границы. Но не все эти вопросы – к Федеральной таможенной службе. В частности, в «дорожной карте» по таможне есть пункт, закрепленный за Минтрансом. Пока не утвержден план мероприятий по улучшению ситуации в морских портах. «Работа идет, но мы бы очень просили коллег ее максимально ускорить», - обратился Андрей Никитин к премьер-министру.


Глава Агентства стратегических инициатив также обратил внимание на исчерпывающий перечень административных процедур, который сейчас формируется в рамках получения разрешений на строительство: «Сейчас в проекте этого перечня 124 процедуры, а дорожной картой их предусмотрено 11. Мы столько бились за этот перечень, нам теперь важно, чтобы он не оказался таким большим».


Особо отметил Андрей Никитин «дорожную карту» по доступу малого и среднего бизнеса к закупкам компаний с госучастием. Многие компании, в основном это крупные госмонополии, не хотят рассказывать, как они работают в этом направлении.


Андрей Никитин: «Я бы просил дать соответствующее поручение, чтобы они информировали и Минэкономразвития, и Агентство о том, что они делают, упрощая свою систему закупок». Дмитрий Медведев подтвердил, что даст соответствующее поручение.


Административные резервы по улучшению бизнес-климата, по мнению Андрея Никитина, постепенно исчерпываются, нужно работать в других направлениях. Во-первых, это серьезная работа по ускорению прохождения нормативно-правовых актов через Госдуму. Во-вторых, более тесная работа с регионами.


Андрей Никитин: «По поручению Президента мы совместно с Ростовской областью провели эксперимент: как, используя многофункциональный центр, сократить процедуры получения земли и ускорить процедуры получения разрешений на строительство и подключение к электросетям. Так вот, при наличии доброй воли губернатора и мэра нам в 3 раза удалось сократить сроки, а процедуры – с 15 до 4. Огромный резерв у нас улучшения бизнес-климата – это регионы и муниципалитеты».


Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александр Галушка подчеркнул, что инвесторы дают положительную оценку проекту Национальной предпринимательской инициативы. Вместе с тем министр отметил, что есть пробел по разрешению процедур несостоятельности и банкротства, а также по защите прав инвесторов. Выход, по его словам, - разработка «дорожных карт» по этим направлениям.



«В отношении процедуры несостоятельности и банкротства очевидно, что это сложная в юридическом плане совокупность процедур, очень часто используемая для манипуляций и, по сути, передела собственности, для рейдерских захватов, для самых разных ухищрений, при помощи которых иногда происходит влияние на бизнес», - сказал Дмитрий Медеведев. Что касается защиты прав инвесторов, то нужно подумать, нужна ли здесь отдельная «дорожная карта».


Завершая заседание Правительства, Дмитрий Медведев отметил, что идея «дорожных карт» оказалась удачной в силу того, что ими занимается сам бизнес, а Правительство и АСИ помогают сформулировать основные позиции.



Решения Правительства, принятые на заседании 17 апреля 2014 года




О ходе и результатах реализации «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы


По состоянию на 11 апреля 2014 года Правительством утверждены 11 «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата: «Повышение доступности энергетической инфраструктуры»; «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства»; «Совершенствование таможенного администрирования»; «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»; «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»; «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием»; «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»; «Совершенствование оценочной деятельности»; «Совершенствование налогового администрирования».


Решения Правительства:


1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации А.В.Улюкаева по данному вопросу.


2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственным за реализацию планов мероприятий («дорожных карт»), направленных на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации, принять исчерпывающие меры по их исполнению, обратив особое внимание на активизацию работы по подготовке и прохождению в палатах Федерального Собрания Российской Федерации соответствующих законодательных инициатив Правительства Российской Федерации.


3. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию процедур несостоятельности (банкротства).


4. Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с участием автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» подготовить и представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке и сроках информирования государственными корпорациями, государственной компанией и открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, об упрощении системы закупок в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием».


О формировании Национальной системы квалификаций


Минтрудом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование национальной системы квалификаций, в том числе:


- организована разработка профессиональных стандартов: формируется нормативная правовая база, регламентирующая вопросы разработки профессиональных стандартов, утверждены план разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы и комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы;


- в целях стимулирования работников к постоянному обновлению компетенций и мобильности кадров проводится работа по созданию независимой системы оценки квалификаций. В частности, Минтрудом России разрабатывается проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;


- проводится работа по формированию центров сертификации, создание сети которых планируется осуществлять в основном на базе центров сертификации, создаваемых работодателями, а также сформированных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы;


- принимаются меры по увеличению к 2020 года числа высококвалифицированных работников, в рамках которых утверждён соответствующий перечень мероприятий, способствующий приобретению работниками необходимых компетенций, обеспечивающих их высокий профессиональный уровень;


- организована подготовка специалистов и научных работников в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики;


- в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна осуществляется комплекс мероприятий по формированию и реализации при ведущих инженерных и технических вузах пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров;


- проводится работа по созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, в рамках которой осуществляется подготовка проектов нормативных и организационно-методических документов, определяющих деятельность базового центра, а также прорабатывается вопрос финансирования базового центра (начало работы центра запланировано в 2015 году);


- совершенствуются механизмы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе Минтрудом подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральный закон “О саморегулируемых организациях”», принятие которого создаст условия для активизации процесса общественной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.


Решения Правительства:

1. Принять к сведению доклад Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина по данному вопросу.


2. Минтруду России (М.А.Топилину), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову) проработать вопросы финансирования разработки профессиональных стандартов на период 2015–2017 годов, а также создания и функционирования базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, центров сертификации. Соответствующие предложения до 1 августа 2014 года в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации.


Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву) с учётом состоявшегося обсуждения до 21 апреля 2014 года представить в Правительство Российской Федерации информацию по вопросу стимулирования бизнеса к инвестированию в подготовку кадров для соответствующих отраслей экономики <...>