На месте старых уральских заводов появятся четыре креативных пространства

Фото: Александр Осипов

На международной промышленной выставке «Иннопром» в Екатеринбурге презентовали самую масштабную в России программу по созданию креативных кластеров на месте промзон и заброшенных зданий - Rurban Creative Lab. Она реализуется АСИ совместно с ДОМ.РФ.

Цель проекта – разработать и запустить механизмы преобразования не участвующих в хозяйственном обороте площадок в локации, где сформируются сообщества творчески ориентированных предпринимателей. В программе участвуют сразу три уральских города.

«Мы работаем с целым комплексом объектов. В Черноисточинске реализуется проект «Арт-резиденция». Территория бывшего Демидовского завода XVIII века превращается в творческое пространство с мастерскими для художников, выставочной галереей, арт-магазинами, крафтовыми производствами и коворкингом. Одним из ключевых резидентов площадки является деревообрабатывающее производство, где планируют наладить выпуск электрогитар «Урал», аналогов которым в России нет. Прототип этой гитары презентован на «Иннопроме». Также есть договоренности с Уральским университетом о практике для студентов радиофака по сбору различной электронной аппаратуры в кластере, - перечисляет директор практик качества жизни АСИ Татьяна Журавлева. - В Нижнем Тагиле в здании бывшего училища «Самородок» создается креативный кластер, который станет точкой притяжения творческой молодежи. Также там будут проходить важные арт-события, например выставка Уральской индустриальной биеннале современного искусства в сентябре. Среди потенциальных резидентов кластера – студия звукозаписи, школа IT-специалистов и центр современного искусства».

EJIK2316.JPG

По ее словам, еще один кластер – музыкальный – появится на «Уралмаше». Здесь обустроят студию для записи песен и съемок клипов, будут проводить музыкальные фестивали. Созданием кластера занимается сооснователь группы «Агата Кристи», руководитель регионального продюсерского центра Вадим Самойлов, который планирует сделать эту площадку «духопреемником» легендарного Свердловского рок-клуба. На ИННОПРОМе музыкант презентовал первую коллаборацию с креативным кластером в Черноисточинске, где одним из ключевых резидентов является деревообрабатывающее производство, – копию легендарной гитары «Урал».

Еще одно творческое пространство появилось в Сысерти на территории старинного железоделательного завода Турчаниновых-Соломирских. В рамках ежегодного проекта «Лето на заводе», который в этом году собрал 150 участников из различных городов России, там организованы амфитеатр и фуд-корт, площадка для ярмарок.

Большое внимание в рамках форума уделили проблематике создаваемых креативных индустрий в Свердловской области, которая является пилотным регионом АСИ в развитии этого направления. По словам министра инвестиций и развития области Виктории Казаковой, к концу 2021 года в регионе планируют создать отдельный закон о креативных индустриях.

«Это позволит нам создать единую систему координат и единую навигацию как для субъектов креативных индустрий, так и для компаний креативных пространств кластеров. В рамках закона мы хотели бы обозначить возможные механизмы передачи неиспользуемых объектов – культурное наследие либо промышленное наследие», – подчеркнула Виктория Казакова.

Важным элементом в вопросе передачи федеральных земель под креативные кластеры остается качественная концепция запуска проекта развития. Заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Антон Финогенов рассказал о деятельности ДОМ.РФ в сфере реализации земли и объектов под креативные кластеры. 

«ДОМ.РФ как институт развития в жилищной сфере реализует очень много объектов федеральной собственности. Все объекты разные, в разном состоянии – здесь нет шаблонных решений. Практика, когда мы передаем здание под больницу или школу, отличается от работы с креативными кластерами. Для того чтобы лучше понять специфику этого рынка и создать алгоритм работы с заброшенными территориями, мы и участвуем в проекте Rurban Creative Lab», – подчеркнул Антон Финогенов.

По его словам, необходимо подготовить не только качественную концепцию использования, но и всю необходимую документацию, в том числе, если речь идет об объекте культурного наследия.

«Только после этих процедур объект готов к продаже частному инвестору или к передаче региону, но в том случае, если у региона есть инструменты работы с этим объектом. Участие в Rurban Creative Lab позволит лучше понять алгоритм и подходы по работе с территориями, которые потенциально интересны для развития креативной экономики», – подчеркнул Антон Финогенов.

На участие в Rurban Creative Lab поступило 3339 заявок из 81 российского региона. До конца 2021 года региональные продюсерские центры из Иркутской, Новгородской, Новосибирской, Самарской, Свердловской, Рязанской, Тюменской, Ульяновской областей, а также Удмуртии, ХМАО и Алтайского края должны создать по три креативных кластера разных типов и форматов, включая сельские территории.

Задачу по созданию в регионах креативных кластеров на территориях бывших промышленных предприятий и заброшенных объектах недвижимости поставил президент Владимир Путин.