На Форуме решения социальных задач назвали главные карьерные вызовы для молодежи

Необходимость постоянно повышать квалификацию, получать новые знания, следить за появляющимися профессиями и проходить переподготовку – эти и другие главные карьерные вызовы, стоящие перед молодежью, обсуждались на панельной дискуссии «Карьера и занятость сегодня: точки роста», которая прошла 2 июня во время Форума решения социальных задач.

«Главная задача нашей встречи – это обсудить, как меняются карьерные траектории институтов развития и бизнеса, каковы текущие кадровые потребности государства и предпринимателей, как молодежи адаптироваться на первом рабочем месте и достичь карьерного успеха. Мы видим, как меняется мир, как все подвижнее становятся старые нормы, к которым мы привыкли на рынке труда, в образовании, в планировании карьеры. Например, сегодня рушится классическая цепочка «детский сад – школа – вуз – работа» и нам нужно выстраивать новые образовательные связи», - заявил модератор дискуссии, гендиректор «Агентства развития профессионального мастерства» (Ворлдскиллс Россия) Роберт Уразов.

Руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля заявил, что сегодня основной вызов – необходимость непрерывно учиться и строить образовательную и социальную карьеру в течение всей жизни. Это влечет за собой перестройку ряда институтов, которые занимаются развитием молодежи: детские сады, школы и вузы должны оказывать ребятам помощь в самооценке, трудоустройстве, последующем развитии, отметил эксперт. По словам Гужели, сегодня в проекты, связанные с образованием и карьерой, вовлечены только 15% молодых людей. Для решения этой проблемы в российских школах и вузах запущены центры компетенций, которые позволяют оценить возможности развития надпрофессиональных компетенций и «прокачать» их, подчеркнул он.

Вице-президент и директор по взаимодействию с органами власти X5 Group Станислав Богданов отметил, что в обществе нужно создавать профессиональные ориентиры, на которые бы двигалась молодежь. «Бизнес как никто иной заинтересован в привлечении молодежи, и драйвером в этом вопросе тоже является бизнес, при этом важна синергия с государством по кадрам. Общество и бизнес меняются настолько быстро, что те программы, которые вчера преподавали в вузе, могут быть неактуальны завтра. Поэтому здесь важно привлечение действующих сотрудников компаний, которые могли бы рассказывать студентам о новых карьерных изменениях, их следует больше привлекать к работе в вузах. Важно также вовлекать молодежь в проекты, в диалог, узнавать, что они хотят, и проводить постоянный «ликбез», - сообщил Богданов.

Психолог, предприниматель и общественный деятель Александра Закирова обратила внимание на появление большого количества новых профессий, о которых могут знать не все родители. «Базовое образование – это не панацея, нужно обучаться постоянно, непрерывно и в разных областях, оторваться от шаблонного мышления и прийти к пониманию, что молодежь вправе выбирать новые виды деятельности, обучаться на разных платформах. Нужно дать молодежи возможность обучаться и как можно раньше начать зарабатывать. В самозанятости сегодня задействовано большое количество молодежи, по факту она начинает зарабатывать до достижения 14 лет», - сказала Закирова.

По ее словам, новые возможности, которые сегодня предоставляет молодым людям государство, – это в первую очередь различные виды поддержки, например, через центры «Мой бизнес» и проекты Корпорации МСП, а также других институтов, которые предоставляют комплексные меры поддержки для начинающих работников и предпринимателей. В этой сфере властям и предпринимателям необходимо действовать сообща, отметила она.

В свою очередь, первый замгендиректора по социальным вопросам Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева заявила, что институты развития должны создавать необходимую для молодежи образовательную и карьерную среду, работодателям следует инвестировать в развитие кадров и в привлечение новых трудовых ресурсов, а самим молодым людям необходимо проходить профориентацию и определять свою жизненную траекторию: кто я, в чем я могу реализоваться, что нужно сделать для того, чтобы быть успешным.