На Форуме решения социальных задач обсудили варианты борьбы с буллингом в школе и на работе

В Москве 2 июня во время Форума решения социальных задач прошла панельная дискуссия «Жизнь без буллинга: как оградить человека от травли в школе, семье, на работе». Участники мероприятия обсуждали методы профилактики школьного буллинга, как научить учителей распознавать его и правильно реагировать на него, как урегулировать конфликтные ситуации в семье, на работе и в интернете.

Руководитель направления Благотворительность ВКонтакте Екатерина Кочнева привела данные исследования по соцсети: 60 % пользователей сообщили, что сталкивались с кибербуллингом, около 58 % испытывали его непосредственно на себе, также 2 % участников опроса признались, что сами являются кибер-агрессорами. Кроме того, 43 % опрошенных заявили, что выражают негатив в интернете тем или иным способом. По словам Кочневой, один из главных способов избежать кибербуллинга – не отвечать на агрессию и не встревать в беседу с обидчиками, если же дискуссия затянулась – лучше добавить кибер-агрессора в «черный список».

Президент «Михайлов и партнеры» Марианна Максимовская во время дискуссии также представила первые результаты исследования, который компания провела среди школьников в 2022 году по проекту «Мы считаем». Так, количество детей, которые сталкивались с буллингом, составило 37 %, что на 15 % ниже, чем в 2019 году. При этом 66 % школьников в 2019 году считали, что в их учебном заведении дружелюбная атмосфера. Также 37 % респондентов заявляли, что столкнулись с агрессией со стороны ровесников, еще 20 % - со стороны учителя. Говоря о формах проявления буллинга, Максимовская отметила, что 32 % опрошенных говорили о психологической агрессии, еще 27 % - физической, а 21 % - о кибербуллинге. Согласно исследованию, во время драки в классе 48% учеников стараются разнять дерущихся, 18% смотрят, но не вмешиваются, 14% не обращают внимания и 11% снимают происходящее на телефон.

По словам Максимовской, пик агрессии приходится на 14-15 лет, мальчики чаще говорят о случаях физического буллинга, а в гимназиях происходит меньше конфликтных инцидентов, чем в обычных школах. Она также подчеркнула, что в России уровень доверия к социальным службам находится на минимальном уровне: только 1 % участников опроса заявил о необходимости обратиться к психологу нападок со стороны сверстников.

В свою очередь, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья Сергей Ениколопов заявил о необходимости реанимировать работу служб психического здоровья, поднять их авторитет и популярность, а также следить не только за поведением детей, но и учителей. По мнению Ениколопова, как детям, так и педагогам следует обращаться за консультациями к психологам.

«Во всех школах мира буллинг был и есть, весь вопрос – больше его, меньше в какой форме и как он протекал, как из него выходили. В маленьких городах буллинга меньше, чем в больших городах и школах. Каждая страна подыскивает свой способ преодоления буллинга. Родительская позиция к собственному ребенку «дай сдачи» по отношению к обидчику не дает никакого «драйва» для роста. Буллинг не кончается в школе и все, что связано с буллингом, потом будет проявляться на работе. Самая главная составляющая – научиться выходить из разного рода конфликтов», - сообщил он.

Директор Центра толерантности Анна Макарчук обратила внимание, что травля на работе зачастую переходит в насилие в семье, из-за чего дети потом могут проявлять буллинг в школе. По ее словам, нельзя игнорировать проявления агрессии в обществе. «Любой буллинг происходит не потому, что с жертвой что-то не так, а потому что с агрессором что-то не то, жертва не является причиной этой травли. Многие взрослые хотят избежать контакта с травматическими воспоминаниями, поэтому, к сожалению, многие педагоги не находят в себе внутреннего ресурса для того, чтобы признать наличие буллинга в классе. Много заблуждений и мифов касается того, что дети «так играют», «это нормально, что они ссорятся, сильнее будут». Травля – это не нормально», - подчеркнула Макарчук.