В Саратовской области на одной из станций Приволжской железной дороги в течение двух последних месяцев проводилось пилотирование системы мониторинга здоровья и местоположения работников на промышленных предприятиях «Не теряйся!» от одноименной компании-разработчика. Этот лидерский проект находится на сопровождении АСИ, в декабре 2021 года его представили РЖД.
Лидер проекта «Не теряйся!» Дмитрий Воронцов заявил, что железнодорожники, работающие на путях, зачастую не видят возможных опасностей — приближающиеся поезда, двигающиеся вагоны - что может привести к жертвам, поэтому перед РЖД встал вопрос, как обезопасить своих сотрудников. Решить проблему поможет программно-аппаратный комплекс «Не теряйся!», который в онлайн-режиме показывает состояние всех сотрудников, их местоположение и перемещение, а также позволяет уведомлять их о нахождении в опасной зоне.
Комплекс состоит из наручного или встроенного в рабочую одежду браслета-трекера с геолокацией и картографического приложения для служб мониторинга с моментальными уведомлениями о событиях, происходящих с людьми, с функциями контроля местоположения и перемещения, контроля доступа, учета рабочего времени, оповещения об опасности.
Трекер оснащен пульсоксиметром, датчиком снятия, BLE-датчиком (Bluetooth Low Energy), Wi-Fi, кнопкой SOS и светозвуковым оповещением. Устройство работает на основе энергоэффективной технологии Интернета вещей LoRaWAN (Long Range Wide Area Networks), что позволяет передавать данные в защищенной сети на большие расстояния без операторов GSM, поддерживать двунаправленную связь, а также определять геопозицию без спутников GPS.
При внедрении комплекса «Не теряйся!» на предприятии устанавливается картографическое приложение для компьютеров или планшетов диспетчеров компаний, а сотрудникам раздаются браслеты-трекеры. Среди функций комплекса:
контроль зон и времени работы персонала;
отслеживание маршрутов передвижения;
мониторинг передвижения в опасных зонах с ограниченным доступом для предотвращения травматизма;
вызов или оповещение служб сотрудниками при аварийных ситуациях или проблемах с самочувствием;
немедленное оповещение менеджмента при несчастных случаях;
оповещения сотрудников об опасности или окончании рабочей смены;
мониторинг состояния здоровья сотрудников;
противодействие распространению вирусных инфекций.
«В апреле-мае на станции Анисовка Саратовского региона Приволжской железной дороги проводилась тестовая эксплуатация системы «Не теряйся!», предназначенной для удалённого мониторинга здоровья и местоположения работников. Переданные нам трекеры-браслеты протестированы на рабочих местах сигналистов. Вначале мы сталкивались с определённым недоверием со стороны работников. Однако сейчас люди уже понимают, что внедрение такого новшества направлено не на надзор за сотрудником, а на обеспечение его же безопасности. По результатам тестовой эксплуатации мы подготовили предложения, которые позволят доработать и улучшить проект», – сообщила и.о. начальника сектора охраны труда Приволжской дирекции управления движением Наталия Кузнецова.
Во время «пилота» сотрудники развернули на ж/д станции сеть Интернет вещей LoRaWAN, установив базовую станцию с антенной и подключив к серверу системы мониторинга сотрудников. Радиус действия сети охватывал всю станцию. Также специалисты установили приложение сервиса с картографическим интерфейсом. Сотрудники, участвовавшие в тестировании, получили браслеты-трекеры. В обязанности работников входит формирование железнодорожных составов, что считается работой с повышенной опасностью.
В ходе испытаний отрабатывался мониторинг перемещения сотрудников в заданных опасных геозонах, отображения их геолокации в реальном времени, поступления сообщений о нажатии кнопки SOS, пересечения различных геозон, снятия браслета.
«По итогам «пилота» подтвердился заявленный функционал сервиса: ответственный за безопасность труда сотрудник в реальном режиме времени проводил мониторинг местонахождения и перемещения работников на путях станции и других опасных участках работы, получал уведомления о входе и выходе на такие участки, сигналы о состоянии здоровья сотрудников, тревожных ситуациях и активации браслета-трекера. При этом эксперты определили ряд необходимых доработок для совершенствования сервиса. После доработки и проведения повторного тестирования будет определена возможность его применения на любых железнодорожных станциях страны», - отметил Дмитрий Воронцов.