Проактивное сотрудничество государства, НКО и бизнеса стоят во главе успешного решения социальных задач страны

Успешная реализация социальных проектов на территории Российской Федерации возможна при непрерывном совершенствовании идей и процессов, активном и плотном сотрудничестве государства, НКО и бизнеса. К такому мнению пришли эксперты Панельной сессии «Инструменты генерации идей, практики реализации и тиражирования решений для повышения качества жизни» трека «Национальная социальная инициатива». Мероприятие состоялось в рамках форума «Сильные идеи для нового времени», который проводится Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Фондом Росконгресс.

«Мы прошли долгий путь к сегодняшнему форуму, мы собирали, рассматривали, отбирали лучшие идеи и инициативы. Все предложения направлены непосредственно на человека, они целиком и полностью человекоцентричны. Мы не устаем повторять, что государственным органам, НКО, бизнесу во всех сферах жизни необходимо принимать позицию человека. Основа процесса Национальной социальной инициативы – это люди-лидеры с идеями, это люди, которые умеют не только придумывать что-то, но и заниматься дальнейшей реализацией, добиваться результатов. В АСИ создана специальная платформа – Смартека, где отображен лучший опыт имплементированных в том или ином субъекте инициатив и идей», – отметил директор дивизиона «Качество жизни» АСИ Александр Пироженко.

Эксперты также подняли вопросы необходимых компетенций лидеров социальных проектов, построения качественной деятельности и механизма повышения уровня оказания услуг в некоммерческой сфере. Так, Юлия Михалева, Заместитель руководителя АНО «Российская система качества» (Роскачество) подчеркнула, что «лидеры проектов должны не только уметь презентовать свою идею, гореть ей, но и уметь ее обосновывать в позитивном ключе для той целевой аудитории, на которую она направлена, использовать все инновации, которые предоставляет наше время». По ее словам, «это очень важный навык, который позволит идти по пути постоянного непрерывного совершенствования идей и процессов, именно такой клиентоцентричный подход позволит обеспечить прорыв в социальной сфере».

По мнению начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрия Вербова, инновации и совершенствование процессов должны идти согласно определенному плану, реализоваться согласно дорожным картам, национальным проектам, которые важны государству.

«Человекоцентричность стоит во главе деятельности РЖД, в инновациях человек находится как в начале процесса, так и в его заключительной части, – отметил он. – Если не знаешь, что делать – спроси у людей, опирайся на национальные ориентиры. РЖД старается создавать механизмы, метрики, сервисы для людей, быть драйвером изменений и примером для других компаний. Мы не ограничиваемся регламентами и делаем для людей больше, чем должны».

Опытом Сбера по оказанию помощи в трудоустройстве людям с инвалидностью и ОВЗ поделилась Инна Ширшова, руководитель программы «Инклюзивная среда» благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Она рассказала о позитивном опыте реализуемого с 2014 года социального проекта «Все получится!», благодаря которому более 1 000 человек успешно закрепились на рабочих местах.

«Мы работаем с проблемой молодых людей с инвалидностью и ОВЗ, которые хотят выйти на рынок труда и закрепиться на рабочем месте. Среди наших подопечных – выпускники специальных коррекционных школ, интернатов, детдомов и т.д. Выход на открытый рынок труда такой категории людей очень важен для страны, это снижение социальной нагрузки на государство, – подчеркнула она. – По нашей технологии уже работают коллеги в 8 регионах страны, интерес бизнеса к проекту и нашим подопечным оказался очень высоким. Мы обеспечиваем услуги психологической поддержки, адаптации, обучения, работаем с работодателями и рядовыми сотрудниками для нивелирования сложившихся в обществе стереотипов – мы переосмыслили подход к процессу трудоустройства. Мы намерены продолжать эту деятельность, в частности, при поддержке АСИ, а недавно подписали Национальный инклюзивный договор».

О необходимости улучшать социальную сферу на Камчатке рассказала Юлия Морозова, зампредседателя правительства Камчатского края. По ее словам, «основная масса усилий и идей руководства региона прикованы к теме улучшения качества оказания социальных услуг в сфере здравоохранения. Так, по инициативе губернатора запущены две цифровые платформы – социальный лифт, касающийся здравоохранения, и сбор опережающих время идей для развития региона. Благодаря этому решению нам удалось создать человекоцентричную стратегию развития региона, определить меры поддержки, которые необходимо внедрить. Население активно поддерживает эти инициативы, а сами платформы очень хорошо развиваются и пользуются популярностью у жителей».

1D1A0570.JPG

Продовольственная помощь нуждающимся – еще один вопрос, который был рассмотрен в рамках мероприятия. Юлиа Назарова, президент Фонда продовольствия «Русь», подчеркнула важность пересмотра организациями подходов к вопросам благотворительности, призвала не отправлять на переработку продукты питания, а оказывать помощь нуждающимся.

«Наша задача – найти возможности передать людям продукты, а не отправлять их на переработку и утилизацию, у нас есть все возможности, чтобы накормить людей. Мы работаем с НКО, церковными, правительственными, коммерческими организациями, – сообщила она. – Более 1 млн человек в 5 регионах РФ получают от нас продуктовую помощь ежегодно. Это огромный процесс, направленный на оказание помощи людям, благодаря волонтерам и неравнодушным людям нам удалось серьезно масштабировать этот проект».

НСИ – это механизм, позволяющий улучшить качество услуг и сервисов в социальной сфере, направленных на удовлетворение потребностей человека в различных жизненных ситуациях. Идея НСИ прозвучала на заседании Наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 9 июля 2020 года. По его итогам Президент РФ Владимир Путин поручил реализовать проект на всей территории страны.