За три года на электронном сервисе для поддержки бизнеса «ЗаБизнес.рф» зарегистрировано более 3,5 тыс. обращений предпринимателей. При этом за 2022 год зафиксирован нулевой показатель «отписок» и просрочек по рассмотрению обращений. Об этом рассказали участники пресс-конференции, посвященной итогам работы платформы.
Цифровую платформу для приема обращений предпринимателей о неправомерном давлении со стороны правоохранительных органов запустили в ноябре 2019 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой России, «Опорой России» и «Деловой Россией». Через платформу предприниматели могут обратиться в центральный аппарат МВД, ФСБ, Генпрокуратуры и Следственного комитета, а в случае несогласия с ответом жалобу изучают представители предпринимательского сообщества и бизнес-омбудсмен.
По словам председателя Наблюдательного совета платформы «ЗаБизнес.рф», президента общественной организации «Опора России» Александра Калинина, за три года платформа показала себя как эффективно работающий инструмент. «Платформа позволяет выстроить досудебное урегулирование тех или иных споров. В 2023 году наша задача – присоединить к платформе Федеральную таможенную службу, так как от бизнеса поступают жалобы на их органы дознания и следствия. Также рассчитываем на поддержку правительства России и администрации президента, чтобы все структуры с органами дознания и следствия присоединялись к платформе», – сказал Александр Калинин.
Обращения на ресурс поступают практически из всех регионов, значительная доля приходится на Москву (525 обращений), Краснодарский край (225), Московскую область (200), Санкт-Петербург (167) и Республику Башкирия (100 обращений). Как отметила генеральный директор платформы «ЗаБизнес.рф» Элина Сидоренко, есть регионы с нулевым показателем обращений, это, к примеру, Чеченская и Ингушская республики. Она связывает это в том числе с культурологическими факторами: когда люди предпочитают не выносить проблему за пределы региона.
По словам Элины Сидоренко, в целом за 2022 год количество обращений на платформу в сравнении с 2021 годом сократилось на 4-5%. При этом процент решенных в этом году дел практически равен общему показателю прошлых лет (за 2019, 2020 и 2021 гг. – 55% дел, в 2022 году – 45%). Это говорит об эффективно выстроенной работе на всех уровнях.
«Сегодня на первом месте нарушения при возбуждении уголовных дел, на втором – нарушения процессуальных сроков. Предприниматели жалуются на необоснованность возбуждения уголовного дела и на необоснованность в отказе возбуждения, ссылаясь на гражданско-правовой конфликт. Мы видим проблему в отсутствии разделения, где начинается экономическое преступление, а где гражданско-правовой конфликт. Назрела необходимость в разработке правильных рекомендаций по этим граням», – рассказала Элина Сидоренко.
Прокурор Управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генеральной прокуратуры России Екатерина Пшенникова отметила, что сейчас для ведомства важен вопрос избавления бизнеса от давления контролеров, от излишней опеки прокуроров: «В этом году удалось предотвратить проведение 60% внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, отклонено 60% плановых мероприятий».
Замначальника Управления Следственного департамента МВД России Алексей Чертин рассказал, что за три года ими рассмотрено более 700 обращений с платформы, 80 % из них не нашли подтверждения. При этом в подтвердившихся случаях выявлены только процессуальные нарушения: «Бывают случаи, когда предприниматели требуют проверки и возбуждения уголовного дела в отношении контрагентов, партнеров по бизнесу. Число таких обращений выросло с 30 до 50%».
Глава республики Мордовия Артём Здунов отметил, что для них платформа «ЗаБизнес.рф» – опорный инструмент: узнают, куда идет крен, в каких вопросах недоработка, где требуется усиление. По его словам, платформа – это зеркало происходящего в России, помогающее донастроить меры поддержки бизнеса.