В 25 регионах расширяют институт сервисных уполномоченных

Фото: Татьяна Мастерова/пресс-служба АСИ

В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) стартовал образовательный курс для действующих региональных сервисных уполномоченных (РСУ), по итогам которого они сами смогут обучать сервис-дизайну сотрудников различных ведомств и компаний. В Москве для РСУ, волонтеров и наставников региональных команд из 25 субъектов организовали трехдневный интенсив, затем в течение 12 недель эксперты будут сопровождать начинающих тренеров на местах.

«Решения региональных сервисных уполномоченных сегодня звучат на федеральном уровне. Вам удалось предложить именно те проекты и ту поддержку, которые люди ждали от государства, от государственных сервисов. В этом году мы поставили себе задачу провести школу для тренеров по сервис-дизайну, шире распространить эту методологию в регионах, чтобы вы имели возможность делиться своими знаниями и экспертизой с другими заинтересованными, создавая на уровне региона команду, на которую мы все можем положиться и которая будет командой изменений для людей», – сказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева.

В прошлом году институт региональных сервисных уполномоченных появился в 27 субъектах. Задача РСУ – выявлять неочевидные пробелы в процессе предоставления социальных услуг и предлагать проекты по их решению, исходя из интересов граждан. «В различных органах исполнительной власти видят, как работает сервис-дизайн, и просят научить ему сотрудников подведомственных организаций. В прошлом году мы частично выезжали в регионы, но запросов стало слишком много, поэтому решили сделать общий тренинг», – добавила советник гендиректора АСИ Ольга Линник.

Эксперты будут обучать РСУ навыкам работы тренеров, правилам проведения социальных исследований, а также тому, как использовать их результаты на практике. Каждый участник берет на себя обязательство до 1 ноября 2023 года обучить технологии сервисного дизайна не менее 50 человек в своем регионе: госслужащих, представителей некоммерческих организаций или бизнеса. Практика показала, что эта технология применима в любых сферах, отметил директор дивизиона «Качество жизни» АСИ Александр Пироженко.

«Полгода назад, когда стартовал первый поток обучения, не все ситуации казались подходящими для проработки при помощи сервис-дизайна. Например, буллинг – это очень болезненная и тонкая проблема, разная для каждой школы, и было сложно представить проекты ее решения на системном, а не частном уровне. Но результаты показали обратное», – сказал Александр Пироженко.

Например, проект «Новое школьное пространство», созданный командой РСУ, в следующем учебном году планируют распространить во всех школах Иркутской области, а начинали с двух городских школ, рассказал региональный сервисный уполномоченный Алексей Сидоров. «Во время обучения в АСИ мы придумали 90 решений по профилактике травли в школе, остановились на десяти. На практике сейчас используем пять. Суть сервис-дизайна именно в том, чтобы выбрать технологии, которые будут эффективными, но при этом простыми в реализации и не требующими финансовых затрат», – сказал Алексей Сидоров.

Сейчас в школах внедряют «ориентир для учеников», благодаря которому каждый сможет узнать, за какой помощью можно обратиться к директору, к психологу, медицинскому работнику, как позвонить по анонимному телефону доверия. Появляются социальные театры, проводятся квесты с участием детей, родителей и учеников. По словам Алексея Сидорова, сегодняшнее обучение позволит региональным командам обменяться опытом в формировании таких практически бесплатных технологий для решения социальных задач.

В Ленинградской области тоже без дополнительных затрат смогли вывести на качественно новый уровень процесс оказания помощи жертвам домашнего насилия. Светлана Малиновская из комитета по социальной защите населения Ленинградской области рассказала, что после подключения к их работе эксперта АСИ ведомство стало более открыто для жителей.

«Если раньше женщине нужно было сначала засвидетельствовать побои, обратиться в медорганизацию, оформить все необходимые документы, и потом обратиться к нам за помощью, то сейчас все происходит наоборот. Соцзащита стала оказывать услуги, например, предоставлять временное проживание, сразу после обращения. А все документы дооформляются уже во вторую очередь, в том числе при нашей поддержке», – подчеркнула Светлана Малиновская.

Развитие института РСУ ведется в рамках Национальной социальной инициативы – системы непрерывных улучшений социальной сферы. Идея НСИ прозвучала на заседании наблюдательного совета АСИ в июле 2020 года. По его итогам Президент РФ Владимир Путин поручил реализовать проект по всей стране.