На первом всероссийском форуме «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» прошла панельная дискуссия «Аспекты благополучия детей в инклюзивной школе». Участники мероприятия обсудили, как создать безопасную инклюзивную среду в образовательных учреждениях, как помочь педагогам в работе с детьми с ОВЗ, как эмоциональный фон влияет на успешность учеников с особенностями и на качество образования.
Директор проектов практики «Приоритетные региональное проекты» дивизиона «Развитие регионов и инвестиций» АСИ Эвелина Закамская поделилась своим опытом работы с особенными детьми. Она рассказала, как в прошлом году 28 семей из ДНР и ЛНР приняли участие в детских программах реабилитации.
«Из 28 семей, которых мы вывезли в течение трех месяцев, у 7 семей был диагноз либо значительно скорректирован, либо отменен, либо изменен. Например, у ребенка, которому ставили аутистическое расстройство, менялся диагноз на эпилепсию. Другому ребенку ставили генетическое заболевание, а выяснилось, что у него проблемы кардиологического характера. Когда родители узнают об этих диагнозах, они понимают, что у них появилась «дорожная карта» и они начинают понимать, что с этим делать. Часто у детей, которым ставят дефицит синдрома внимания и гиперактивности или неспособность к обучению, оказываются проблемы со зрением или со слухом», - рассказала Эвелина Закамская.
Она отметила, что педагоги должны быть осведомлены о разнообразии медицинских возможностей для детей с ОВЗ, а также уметь подобрать методику обучения в зависимости от диагноза ребенка. «Это фактор, который улучшает взаимопонимание между педагогом и родителями. Если родитель будет понимать, что у его ребенка есть проблемы со здоровьем, он не будет говорить педагогу, что вы ребенка не можете научить», - добавила спикер.
О важности создания системы условий для благополучия учителей в школах рассказала ведущий эксперт центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования ВШЭ Татьяна Мерцалова. По ее словам, почти 12 % из 9,5 тыс. опрошенных ВШЭ учителей считают, что они сделали ошибку, став педагогом, среди молодых людей до 35 лет такого мнения придерживаются почти 20 % респондентов.
Кроме того, 40 % учителей говорят, что «трудные» дети и ученики с ОВЗ представляют для них основную проблему, им с ними сложно работать. Каждый третий педагог вынужден периодически объяснять коллегам, родителям, ученикам, что дети с особыми образовательными потребностями ничем не отличаются от остальных. Большое количество педагогов испытывают стресс от недостатка компетенций для работы с трудными детьми, при этом не всегда этот дефицит удается восполнить на программах подготовки и переподготовки. Все это представляет большую проблему и на нее нужно обратить особое внимание, отметила Мерцалова.
Доцент ТюмГУ Людмила Волосникова также представила результаты исследования инклюзивного благополучия учителей в Тюменской области, в нем принимали участие более 1 тыс. педагогов. Согласно данным опросов, все участники разделились на три группы: «романтики инклюзии», «реалисты инклюзии» и «критики инклюзии». По мнению исследователей, вторая группа педагогов – самая благоприятная для создания инклюзивной среды в школах, поскольку они знают о проблемах в этой сфере и стараются их решать.
Говоря об удовлетворенности своей работой, многие педагоги на первое место ставят фактор психологической защищенности, заявила Волосникова. Низкий уровень удовлетворенности работой напрямую влияет на отношение учителей к ученикам, на их стремление создать инклюзивную среду в классах, поэтому в школьной модели инклюзивного образования важен мониторинг не только субъективного благополучия детей, но и педагогов, и родителей, отметила спикер.
Профессор ВГСПУ и эксперт по инклюзивной образовательной среде Елена Сафронова заявила, что школа помогает детям строить отношения с миром, поэтому одна из главных задач педагога – поддержание и построение наилучших и оптимальных отношений любого ребенка с окружающей средой. В связи с этим в вузах нужно уделять особое место работе со студентами, чтобы они еще во время обучения акцентировали свое внимание на состоянии и благополучии своих будущих учеников, ставили себя на место ребенка.
Она отметила, что ребятам с ОВЗ очень важно освоиться в школьном обществе, для этого им нужно участвовать в совместной творческой или научной работе с обычными детьми. По ее словам, важно находить определенные виды деятельности для каждого ребенка в зависимости от его предпочтений и склонностей.