«Сильные идеи для нового времени»: для стандарта социального капитала бизнеса используют лучшие практики предприятий

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Стандарт социального капитала бизнеса должен базироваться на уже существующих эффективных решениях российского бизнеса. «Мы не должны изобретать новую сущность, надо опираться на те практики, которые в России есть сейчас», - предварил начало разговора о стандарте на форуме «Сильные идеи для нового времени» руководитель проектного офиса по устойчивому развитию АСИ Александр Синицын.

Поручение разработать документ президент России Владимир Путин дал 26 мая. «Считаю, что Агентство стратегических инициатив вместе с «Деловой Россией» и другими объединениями могли бы разработать так называемый стандарт социального капитала бизнеса на основе принципов, о которых говорили на недавнем съезде РСПП», - сказал глава государства.

По мнению вице-президента «Деловой России» Нонны Каграманян, при формировании стандарта социального капитала бизнеса должен использоваться тот же принцип, который заложен и в систему Регинвестстандарта. В частности, необходимо «предусмотреть алгоритм госгарантий, возможно, какие-то из них – на уровне регионов». «Помимо того, что уже озвучено в информационном пространстве, должен быть набор стимулов, которые заинтересуют бизнес участвовать в этой работе. Формат социального капитала бизнеса – это определённый элемент деловой репутации компании, который, на наш взгляд, должен рейтинговаться, например, как Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности», – сказала она. Разработать такую систему мотиваций для компаний – задача бизнеса, резюмировала Нонна Каграманян. 

Евгения Шохина, президент бизнес-школы РСПП, в качестве источника лучших практик напомнила о социальной хартии российского бизнеса, к которой присоединились более 300 российских компаний.

О росте интереса бизнеса к повестке ESG рассказал Андрей Самохин, главный управляющий директор ВЭБ.РФ. Он отметил, что за последний год среднее число компаний, имеющих программы социальной ответственности, выросло в 2 раза. «В обществе в последние 15 лет серьёзным образом растёт запрос на заботу, запрос на ответственность бизнеса перед людьми. И при этом бизнес чувствует, что такая ответственность у него есть», - отметил Самохин. Разрабатываются и новые инструменты, которые позволяют понять, насколько тот или иной проект влияет на решение тех или иных социальных проблем. «У нас появился пилотный проект на базе Индекса ВЭБ.РФ, который помогает оценить влияние как планируемых, так и реализуемых инвестпроектов на качество жизни людей. Предлагаю всем протестировать», - отметил Андрей Самохин.

Бизнес подошел к моменту, когда социальные инвестиции должны выйти на другой уровень, подчеркнул Дмитрий Поярков, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду ПАО «Северсталь». Компания занимается комплексным развитием основного города своего присутствия – Череповца, среди конкретных проектов – реконструкция Советского проспекта и парка Серпантин, инвестиции на первом этапе – 1,5 млрд рублей.

«В законе не прописано, что такое социальные инвестиции и как их осуществлять. Возникают различные юридические вопросы по передаче уже сделанного, реконструкции уже существующих объектов», - отметил Дмитрий Поярков. Своим партнером по реализации этих проектов «Северсталь» выбрала благотворительный фонд «Доброта Севера». Именно фонд взаимодействует, например, с комитетом по управлению имуществом Череповца.

«Работа через фонд позволяет делать социальные инвестиции прозрачными. Договорились с АСИ, что наш проект станет пилотным в рамках отработки системного взаимодействия бизнеса, НКО, государства и общества», - отметила руководитель фонда, директор АНО «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова.

Компания «Металлоинвест» в 2022 году инвестировала в устойчивое развитие территорий 5,4 млрд рублей, рассказал Кирилл Цикун, директор департамента устойчивого развития. «Если мы говорим о качестве жизни, то это прежде всего баланс развития разных направлений: качественное образование, система здравоохранения, спорта, культуры, развитая городская среда и экология. Поэтому мы не выбираем одно направление социальных инвестиций, мы стараемся выявлять значимые проблемные зоны и действуем системно», - отметил он.

Работа ведется через соглашения о социально-экономическом партнерстве, которые формируются ежегодно. При разработке соглашений мы опираемся на задачи, поставленные в рамках национальных целей, стратегий развития городов, международные требования и обратную связь от сотрудников и жителей. В качестве примера Кирилл Цикун привел проект про ревитализации поймы реки Теплый Колодезь в Губкине, где горожане выбрали для развития территорию, которая стала новой точкой притяжения горожан.