В течение трех дней представители региональной власти, бизнеса, некоммерческих организаций, а также региональные сервисные уполномоченные проектировали программы и продукты по направлениям Национальной социальной инициативы (НСИ), которые могут быть реализованы до 2030 года.
«Хотелось бы поговорить про будущее социального блока, увидеть его системное развитие, потому что говорить о социальной сфере в контексте услуг – это уже прошлое. Эта система должна учитывать не только оказанную услугу, а оценивать еще и эмоции, которые услуга вызвала, было ли человеку комфортно ее получать», – сказала Анна Домченко, региональный сервисный уполномоченный в Тульской области, автор проекта «Семейный МФЦ».
Команда трека «Дружелюбная организация в социальной сфере» предложила разработать стандарт обучения социального работника и создать образовательный сервис для этой цели. Педагоги, сотрудники регистратуры или врачи смогут получить индивидуальный набор инструкций. Умение правильно выстроить коммуникацию – это первое, чему учат в бизнесе, отметили участники интенсива, и именно этот навык позволяет эффективно выполнять работу, связанную с людьми, будь то продажи или выдача пособий.
Новосибирская область уже выразила готовность внедрять программу «Дружелюбная организация в социальной сфере». На встрече с директором дивизиона «Качество жизни» АСИ Александром Пироженко заместитель главы региона Сергей Нелюбов рассказал о разрабатываемом обучающем курсе для специалистов, который планируют запустить уже в текущем году.
По треку «Инклюзивное образование» участники интенсива представили модель нового типа школы, предполагающего наличие универсального дизайна, а также разработку стандарта инклюзивной образовательной организации. К 2030 году должны быть внедрены методология мониторинга, критерии и принципы оценки инклюзивного образования. Ожидается появление двух новых стандартов: инклюзивной образовательной организации и системы ее регуляции, а также новой профессии – поведенческого аналитика.
В дальнейшем предлагается отказаться от понятий «инклюзивная школа» или «инклюзивный ученик».
«Уверена, что в горизонте 2030 года мы уйдем от термина «ОВЗ» к термину «особенные образовательные потребности». Ограничения по здоровью достаточно широко распространены, и сейчас, к сожалению, существует тренд на увеличение числа людей с особенными запросами. Поэтому важно создать качественные условия образования для самых разных людей», – сказала президент центра проблем аутизма Екатерина Мень.
По ее словам, инклюзивное образование становится средством включения человека в социальную жизнь. Инклюзия в бизнесе является вторым этапом и невозможна без инклюзии в образовании.
Для более активного вовлечения бизнеса в социальную повестку на «Архипелаге 2023» презентовали проект специального калькулятора – он поможет малому и среднему бизнесу рассчитать экономический эффект от внедрения инклюзивных практик в работу.
«Проекты и предложения, которые представили участники Архипелага 2023, разработаны с учетом современных технологий и трендов, которые существуют в современном мире. В дальнейшем программы Национальной социальной инициативы будут дополнены, в том числе, с учетом созданных на Архипелаге решений», – прокомментировал Александр Пироженко.