На международной выставке-форуме архитектуры и дизайна «Арх Москва» прошла сессия АСИ, посвященная развитию городов. Участники мероприятия представили свои решения по преобразованию территорий с использованием сервисно-инфраструктурного подхода. Это человекоцентричный подход к городскому развитию, который базируется на основе баланса создания услуг, удовлетворяющих запросы жителей, и оптимальном использовании инфраструктуры в образовании, культуре, сфере жилья и гостеприимства, здоровья, спорта и бизнеса.
АСИ вместе с городскими и региональными властями разрабатывают Атлас сервисно-инфраструктурных решений. В него войдут лучшие практики по повышению качества жизни граждан, которые можно распространить по всей стране.
«В любом городе важна не только инфраструктура, но и качество тех сервисов, которые ее наполняют. Очень часто нет необходимости перестраивать или глобально переделывать объект, в том числе объект культурного наследия, - достаточно просто наполнить его новыми смыслами, сервисами, услугами, и тогда он становится современным», - рассказала модератор сессии, замдиректора дивизиона «Городская экономика» АСИ Мария Комкова.
Руководитель «Управляющей компании «Заповедные кварталы» АНО АСИРИС Нина Ершова рассказала о восстановлении исторического квартала церкви Трех Святителей в Нижнем Новгороде. Команда проекта управляет 28 городскими деревянными объектами культурного наследия общей площадью более 15 тыс. м2, производит их реставрацию и вовлекает в экономический оборот.
«Совместно с правительством Нижегородской области и основываясь на опыте федеральных экспертов, в частности, города Коломны, по развитию и по вовлечению в экономический оборот исторических объектов, в 2021 году мы создали концепцию развития территории. Это стало основой для развития ценных объектов, благоустройства территории, создания управленческой модели и дорожной карты быстрых эффектов. Наша формула — это исторический продукт, который мы «сажаем» в объект культурного наследия в форме музейного продукта или сервиса и получаем аттрактор, который подчеркивает идентичность этого места, привлекает горожан и туристов», - рассказала Ершова.
Все деревянные строения были поделены на три типа: аттракторы, которые формируют мотивирующую инфраструктуру, объекты стрит-ритейла и HoReCa, а также жилые объекты. «Нам показалось важным, чтобы квартал не был музейным. Всего в квартале 44 деревянных объекта, из них мы ревитализируем больше 20, у всех остальных осталась прежняя функция. Квартал был в руинах, многие дома предназначались под снос, но мы смогли изменить эту ситуацию», - отметила Ершова.
Ведущий архитектор исследовательского проекта «Идентичность в типовом» Михаил Баграмян рассказал, как восстановление городских домов и дворцов культуры (ДК) может стать фундаментом для развития креативной экономики в муниципалитетах.
В России сейчас работают более 42 тыс. таких объектов, первый ДК команда проекта восстановила в Воронеже. «Принципиальным подходом было не проектирование какой-то архитектуры и дизайна, а понимание того, как дома культуры могут работать, как они могут переосмысляться функционально, каким образом архитектура может приобретать новую форму», - отметил Баграмян.
Специалисты полностью отреставрировали ДК, зонировали внутренние пространства, разделив их на открытые, кружково-репетиционные и административные, сделали новые декоративные элементы на фасаде здания. Общие затраты на ремонт составили 70 млн руб. В результате решение вошло в число лучших проектов по версии журнала «Проект Россия», а в Воронеже появилась новая точка притяжения для горожан.
«ДК должны быть более сбалансированы по возрастному составу, чтобы не было перекоса только в активности для детей или людей старшего возраста. Зачастую есть проблема, когда одна единица пространства в ДК закреплена за одним творческим объединением, которая простаивает остальное время, пока это объединение там не занимается. Нужно открыть все пространства для любых активностей и приходящих туда резидентов. Мы можем сделать их по-настоящему активными и многофункциональными. Когда мы говорим про ДК, то зачастую культура понимается как искусство, но это также и наука, техника, знания, навыки, инициативное сообщество. В этом смысле ДК должен стать поистине многофункциональным центром для всех городских жителей», - отметил Михаил Баграмян.
Гендиректор частного учреждения культуры «Этно-Кузня» Митя Кузнецов рассказал о своем проекте «Рыбинские вывески». Еще в 2017 году он предложил властям Рыбинска Ярославской области преобразить городскую среду и привлечь туристов с помощью ретровывесок. К проекту подключились около 300 кафе, магазинов, аптек и офисов крупных компаний, таких как «Вкусвилл», «Магнит», ВТБ – все они сменили вывески на стилизованные под старину. Исторический центр города также реконструировали и вместе с вывесками он погружает туристов и жителей в атмосферу XIX века. Результатом проекта стало благоустройство города, увеличение турпотока до 558 тыс. в год, возрождение русских традиций, повышение внимания жителей и туристов к культуре, создание новых арт-объектов в Рыбинске.
Участник первого форума «Сильные идеи для нового времени», директор «Агентства развития Сысерти» Ян Кожан поделился своим опытом преобразования города Сысерти Свердловской области. В 2020 году он представлял президенту России Владимиру Путину инициативу «Креативный кластер «На заводе». Задачей проекта стало создание модели креативных кластеров как драйверов развития территории на примере завода Турчаниновых–Соломирских в Сысерти. За последнее время земли вокруг завода подорожали в десять раз, превысив показатели Екатеринбурга, а общие вложения всех предпринимателей, участвующих в создании креативного кластера, превысил несколько млрд руб. На территории завода ежегодно проводятся различные мероприятия, включая фестиваль «Лето на заводе», который только в прошлом году посетили 150 тыс. человек. Благодаря такому вниманию к заводу город также стал преображаться – сейчас Сысерть развивается как крупный туристический кластер.
Завершилась сессия выступлением руководителем экспертного совета по малым территориям, стратегическим аналитиком проекта «Солидарные сообщества» Фонда Тимченко Дмитрия Лисицына. Идея проекта состоит в усилении социальной активности и сплоченности местных сообществ на малых территориях для решения острых проблем развития небольших населенных пунктов, сел и деревень. Местное сообщество самостоятельно определяет идею, которую планирует реализовать, получает грант, а также консультационную поддержку для его реализации. В 2021-2022 годах поддержку получили почти 50 проектов.