Из потребителя — в создателя. Екатерина Черкес-заде рассказала о роли игр в формировании личности и вкусов ребенка

Директор Центра креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде в преддверии Дня России приняла участие в пресс-конференции, ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), посвященной Дню игры и игрушки.

Международный день игры по предложению Республики Вьетнам и еще 130 организаций — отраслевых союзов, родительских сообществ, производителей игр и игрушек — утвержден Генеральной ассамблеей ООН 25 марта 2024 года. Праздник будет отмечаться 11 июня ежегодно. Для АИДТ, которая многие годы принимала активное участие в международной деятельности по обсуждению и подготовке инициативы, этот день стал двойным праздником. Распоряжением Правительства Российской Федерации 11 июня 2013 года N 962-р была утверждена Стратегия развития индустрии детских товаров.

Эксперты обсудили ценности игры и игрушки, национальные образы и бренды, меры поддержки игровой индустрии в России, развитии научно-педагогических и технологических аспектов детской игровой среды.

Директор Центра креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде рассказала о важности игрушек в формировании будущих вкусов и предпочтений ребенка: 

«Дети, играя в определенные игры и игрушки, формируют образ жизни и отношение к стране-производителю. Ту музыку, которую они слушают, те вещи, которые они носят и вообще все то, что они считают модным интересным, спустя время сформирует определенные паттерны. Наша задача — начать формулировать совсем новые паттерны, контент, анимацию, игры, для того, чтобы мировая аудитория детей стала воспринимать Россию как интересную страну, как модную страну, как современную страну».

Екатерина Черкес-заде также отметила важность того, чтобы игрушки, были развивающие и созидающие: «Необходим перенос из потребителя, которого нужно постоянно развлекать, в создателя, который может создавать и придумывать. Мы со стороны креативных индустрий очень заинтересованы в том, чтобы закрыть подобный запрос и от детей, и от их родителей».

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова: «Совет Федерации, Совет при Президенте по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей уделяют пристальное внимание развитию индустрии детских товаров, производству игр и игрушек — как важной ее составляющей. Отрадно стремление российских предприятий выпускать больше игр и игрушек, изображающих героев отечественной истории, фольклорных персонажей, а также с использованием региональных брендов. Такой подход отвечает задачам воспитания маленьких граждан с опорой на традиционные ценности и культуру многонационального народа нашей страны».

Вера Хмырова директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России: «Нами разрабатывается новая „дорожная карта“ по развитию индустрии детских товаров на 2025 — 2030 годы, мероприятия которой позволят обеспечить рост производства детских товаров не менее 10% ежегодно и предусматривают, в том числе актуализацию действующих механизмов поддержки предприятий, включая установление минимальной обязательной долю закупок российских детских товаров и ограничение допуска иностранной продукции, содействие в реализации пилотного проекта по созданию игровых пространств (игротек) и другое».

В рамках пресс-конференции также дали старт ключевым мероприятиям в сфере игры и игрушки: всероссийскому фестивалю «Айда играть» и Международной научно-практической конференции «Игровая культура современного детства».

Президент РАО Ольга Васильева: «Цифровизация всех сфер нашей жизни стала реальностью, и значительная часть времени современных детей и взрослых проходит в виртуальной среде, что, в свою очередь, стимулирует развитие новых игровых и образовательных методик. Развитие этой сферы не может происходить бесконтрольно, оно должно быть обеспечено научной оценкой: действительно ли технологии, которые применяются в современных играх игрушках, работают во благо наших детей. Нам, в первую очередь, необходимо понимать, что это безопасно для ребенка. Сделать это без обращения к науке невозможно. Поэтому ученые Российской академии образования, как ведущей профильной организации, принимают участие в этой работе, заботясь о подрастающем поколении, его безопасности и развитии».

«Игра — это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Игрушка — источник радости, предмет для творчества, средство овладения ребенком предметным миром и собственным поведением, а также средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Игра должна занять достойное место в образовательных учреждениях, в семье и местах досуга детей и в инфраструктуре городов. А производство национальной игрушки и возрождение отечественного производства в России — отнесено к стратегическим задачам в рамках реализации национальных проектов в сфере детства», — подчеркнула президент АИДТ Антонина Цицулина.