Темпы роста валовой добавленной стоимости (ВДС) креативной экономики в 1,7 раз превышает средние показатели. Об этом на презентации Агентства стратегических инициатив в ТАСС, посвященной результатам исследования креативной экономики России, проведенного АСИ совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, Reksoft Consulting и Бюро K22 сообщил директор центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгений Куценко. Участниками исследования стали 1,5 тыс. экспертов из 16 индустрий.
«По инициативе АСИ впервые в России проведена комплексная оценка развития креативной экономики. Для этого потребовалось разработать новую собирательную группировку и оценить представленность данных по всему массиву имеющейся статистической информации. Результаты показали, что креативная экономика быстро растет. Например, темпы прироста валовой добавленной стоимости в креативном секторе в 1,7 раза превышают средние показатели по экономике», - сказал он.
Директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде отметила, что в 2023 году ВДС креативного сектора достигла 5,4 трлн рублей. «Работа над исследованием помогла оценить истинный масштаб креативного сектора российской экономики: его доля в ВВП в 2023 году составила 3,5%, в выручке организаций и индивидуальных предпринимателей — 3,7%, а в общей численности занятых — 6,2%. Это значительные цифры, сопоставимые по масштабу с рядом традиционных отраслей, например, со строительством», - сказала она.
Директор проектов по стратегии и исследованиям Центра развития креативной экономики АСИ Юлия Шульга отметила, что численность занятых в креативном секторе на сегодняшний день составляет порядка 4,6 млн человек. По ее словам, эти показатели отражают не только масштаб индустрии, но и ее динамику, так как рост выручки креативных индустрий более чем вдвое опередил средние темпы роста экономики.
«Запуская исследование, мы стремились, с одной стороны, увидеть весь масштаб креативного сектора и оценить механизмы его влияния на общий экономический рост, а с другой - создать прикладной инструмент оценки потенциала каждой из 16 индустрий. В этой работе для нас крайне важным было участие экспертного сообщества. Нам удалось привлечь к этой работе профессиональные ассоциаций, институты развития, бизнес – всего более 1,5 тыс. экспертов», - сказала директор проектов по стратегии и исследованиям Центра развития креативной экономики АСИ Юлия Шульга.
По данным исследования, наибольшим экспортным потенциалом среди креативных индустрий обладают реклама, мода и программное обеспечение. Так, например, по выручке лидирует программное обеспечение, по производительности труда - реклама и пиар, а по занятости - музыка и исполнительские искусства. Эксперты пояснили, что для развития креативных индустрий требуется знание тонких нюансов и готовность отходить от типовых схем и общих моделей.
Кроме того, в 2023 году инвестиции в креативный сектор экономики выросли в 1,5 раза, а стоимость основных средств и нематериальных активов в 2021–2023 годах увеличилась в 2 и 2,5 раза соответственно.
На презентации исследования руководитель практики «Государственных и социальных инициатив» Рексофт Консалтинг Николай Ланцев подчеркнул, что основной проблемой креативного сектора экономики остается импортозамещение средств производства и программного обеспечения, а также удержание кадров и защита интеллектуальной собственности. «Являясь частью экономики знаний, креативная экономика создает на 20% больше добавленной стоимости, чем в среднем в РФ. Креативные индустрии сильно различаются между собой - некоторые сфокусированы на сохранении традиций и продвижении культуры, другие используют самые современные технологии».