АСИ с партнёрами запускают Российские международные креативные сезоны

Фото: Пресс-служба АСИ

Российские международные креативные сезоны (RICS) – это серия мероприятий, объединенных одной концепцией. О них на сессии «Инвестиции в креатив: от локального успеха к глобальному признанию» в рамках ВЭФ-2025 рассказала модератор дискуссии – директор центра развития креативной экономики Агентства стратегических инициатив (АСИ) Екатерина Черкес-заде. В рамках проекта креативному бизнесу предлагает доступ к крупнейшим международным площадкам и новые возможности сотрудничества. В течение 2025 года на повестке – образовательный акселератор, конференция по креативной экономике, бизнес-миссии в Китай и Таиланд. Лучшие проекты встретятся с инвесторами и смогут показать себя на форумах в Индии и ОАЭ.

Уже осенью в Санкт-Петербург принимает первую Международную конференцию по креативной экономике: бизнес, власти, эксперты из стран БРИКС, СНГ, ШОС и MENA соберутся там, чтобы искать общие решения и создавать новые партнерства. Мероприятие пройдет при поддержке правительства Санкт-Петербурга. Планируется, что это флагманское мероприятие RICS соберет представителей более 20 стран.

«Мы запускаем Российские международные креативные сезоны, чтобы создавать новые цепочки разработки, продвижения и развития проектов российского бизнеса для международного сотрудничества. Первое мероприятие – конференция по креативной экономике пройдёт в Санкт-Петербурге 8–9 октября, где мы представим ключевые экспортные проекты по всем 16 отраслям и ожидаем участников из более чем 20 стран – присоединяйтесь», – отметила Екатерина Черкес-заде.

1.jpg

Стратегия RICS строится вокруг серии событий – от акселераторов и резиденций до деловых миссий и дополнительных мероприятий, которые проходят параллельно с основной конференцией. Для креативных компаний это шанс познакомиться с зарубежными коллегами и выйти на новые рынки. Не случайно 60% стран уже определили креативные индустрии как драйверы развития, и Россия намерена заявить о себе в этом глобальном тренде. RICS не только активно участвует в мероприятиях партнёров, но и самостоятельно организует международные миссии. По словам Екатерины Черкес-заде, конференция в Санкт-Петербурге – единственное мероприятие в России, все остальные события проходят за рубежом.

В числе ключевых инициатив – совместно с РЭЦ запуск нового направления, где будут представлены лучшие российские креативные проекты и практики. Здесь лучшие отечественные проекты получат дополнительную поддержку и продвижение. В АСИ нацелены организовать события в сотрудничестве с ведущими институтами развития, городами и международными ассоциациями. Проект нацелен на создание копродукций, привлечение инвестиций и усиление роли России в глобальной креативной экономике.

В ближайшее время АСИ опубликует полный календарь мероприятий РИКС на 2026 год, который позволит партнерам и участникам заранее выстраивать сотрудничество и планировать участие в ключевых событиях.

03.JPG

Напомним, к 2030 году доля креативных индустрий в экономике должна достичь 6%. По данным Минэкономразвития и Росстата, доля креативных индустрий в ВВП России в 2024 году составила 4,1%, а их валовая добавленная стоимость – 7,5 трлн руб. По результатам комплексного исследования креативной экономики, проведенного в 2024 году Агентством совместно с партнерами, сформированы 12 отраслевых исследований креативных индустрий и сформированы предложения по составу мероприятий «дорожных карт» по развитию отдельных креативных индустрий.

При этом, согласно исследованию АСИ, проведенному в 2024 году, по объему выручки среди креативных индустрий уверенно лидирует сфера программного обеспечения. Вслед за ней идут мода, реклама и PR. Любопытно, что архитектура и гастрономия разделили четвертое место, опередив медиа и СМИ.

Интерес вызывает рейтинг отраслей по темпам прироста выручки. С 2019 по 2023 год наиболее впечатляющий рост показала гастрономия, которая обошла даже IT-сектор. В пятерку самых быстрорастущих индустрий также вошли музыка, культурное наследие, индустрия отдыха и производство контента. Исследование зафиксировало важную тенденцию: за последние пять лет потребление российского контента значительно выросло.

Инвесторы проявляют наибольший интерес к программному обеспечению, медиа и СМИ, исполнительским искусствам, культурному наследию и архитектуре. Объем вложений в креативный сектор за два года вырос в 1,19 раза, хотя его доля в общей структуре инвестиций пока остается незначительной.

Отдельного внимания заслуживает Дальний Восток, где практически все регионы внедрили Стандарт развития креативных (творческих) индустрий АСИ, по России он внедрен в 66 субъектах. В стратегиях развития территорий ключевыми отраслями стали мода, дизайн, программное обеспечение, кино и сериалы, а также гастрономия.