Андрей Никитин: «Бизнес должен знать о центрах поддержки экспорта в регионах»

30 сентября генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин принял участие в бизнес-форуме «Конкурентоспособность российского бизнеса на международных рынках», организованном ИД «Коммерсант» и Центром международной торговли (ЦМТ).


Глава АСИ выступил в качестве эксперта в дискуссии «Конкурентоспособность российских товаров на внешних рынках: инструментарий поддержки». Андрей Никитин напомнил, что помимо торговых представительств недавно была создана система центров поддержки экспорта в регионах. 

«Результат пилотной апробации Национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов (прошел в 21-ом регионе) говорит о том, что денег на них государство потратило очень много. А их узнаваемость в регионе нулевая. Только полпроцента предпринимателей в регионах знают о том, что такие центры существуют», - отметил Андрей Никитин.

Руководитель АСИ также подчеркнул важность таких инструментов поддержки экспорта, как гарантии и рассрочки. «Это как раз то, чем сейчас занимаются в ЭКСАРе. У них есть все инструменты, но они пока в теории. Осталось их только наполнить практикой», - отметил Андрей Никитин.


В свою очередь, Петр Фрадков, генеральный директор ЭКСАР и руководитель рабочей группы АСИ по разработке и мониторингу «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», обратил внимание на неготовность предпринимателей к таким инструментам и привел пример отношения к страхованию.

«На одном из наших региональных семинаров один бизнесмен рассказал мне историю, как ему в Таджикистане контрагент не оплатил 5 млн долларов. При этом страхование в ЭКСАРе от таких случаев стоимостью в несколько тысяч долларов он посчитал дорогим удовольствием. Но ведь он потерял 5 млн долларов. Менталитет у бизнеса, конечно, надо менять», - поделился своим опытом Петр Фрадков.

Президент «Деловой России» 
Алексей Репик, говоря о конкурентоспособности российского бизнеса, обратил внимание на важность самостоятельного отстаивания компаниями своих интересов на внешних рынках. «Российские компании находят возможности свои продукты позиционировать на внутреннем рынке, но при этом они не выражают готовность сделать шаг навстречу зарубежным рынкам. Это отсутствие ярко выраженной необходимости», - полагает Алексей Репик. Президент «Деловой России» видит точки роста бизнеса на международных рынках в поддержке стратегических партнерств, открытии филиальных сетей и представительств наших компаний за рубежом.