Для чего сравнивают регионы

Результаты пилотного Национального рейтинга состояния инвестклимата регионов вызвали активные обсуждения и дискуссии не только в административном и экспертном сообществе, но и среди простых предпринимателей по всей стране.

Подобный интерес к рейтингу объясняется тем, что он показал реально существующую картину как наболевших проблем, так и успехов, которых регионы достигли в развитии инвестиционного и делового климата.

Рейтинг выявил не только вполне ожидаемые результаты, но и те, которые оказались сюрпризом. В топ-список проблем предпринимателей и инвесторов уже традиционно вошли низкая доступность трудовых и кредитных ресурсов. И все же, при всей ожидаемости данных проблем, поразили крайне низкие оценки, выставленные опрошенными предпринимателями.

По доступности трудовых ресурсов ни один субъект не поднялся выше 3,5 балла по пятибалльной шкале. Средняя оценка доступности кредитных ресурсов не превысила тройки.

Во всех пилотных регионах доля рабочих мест в бизнес-инкубаторах и технопарках недотягивает даже до 1% от общего числа занятых на малых предприятиях.

Средний показатель оценки бизнесом качества дорожных сетей равен 2,6 балла. В среднем лишь 46% дорог в 21 пилотном регионе соответствуют нормативным требованиям.

Говоря о неприятных сюрпризах, приведу еще один пример. Результаты рейтинга показали, что сроки прохождения процедур в территориальных управлениях одних и тех же органов исполнительной власти соседних регионов могут отличаться в разы! Почему эффективность работы чиновников практически на одной и той же территории может так кардинально отличаться, когда к этому нет совершенно никаких объективных предпосылок? Ответ на этот и многие другие острые вопросы мы должны найти и уже находим в ходе детальной работы с результатами пилотного Национального рейтинга.

Готовясь к презентации результатов исследования, мы понимали, что некоторые регионы захотят оспорить свое место в рейтинге. Именно для этого была создана апелляционная комиссия.

Большинство регионов, обратившихся с апелляциями, отозвали их после того, как получили детальные разъяснения по возникшим вопросам. Каждому из субъектов, подававших апелляции, мы рекомендовали развивать инвестиционный климат, руководствуясь не только собственным видением, но и активно прислушиваясь к мнению предпринимателей на местах. Например, понимание того, что такое «процедура», серьезно отличается у чиновника и бизнесмена.

Для предпринимателя каждый раз, когда он или его сотрудники отвлекаются от каждодневной работы на общение с представителями власти, создает новую процедуру. Максимально комфортным для него был бы тот вариант, когда он единожды обращается за необходимой ему услугой, предоставив необходимые документы, а в следующий раз уже получает желаемый результат от чиновника. Оптимизации процедур должно способствовать активное межведомственное взаимодействие и внедрение электронного документооборота.

На Сочинском инвестиционном форуме разработчиками Национального рейтинга был представлен сборник лучших региональных практик. Главная цель, которую мы ставили, формируя лучшие практики - это возможность их реализации в каждом регионе России. Конечно же, если руководство субъекта приложит необходимые усилия. Успешных кейсов, которые могли бы широко транслироваться, вполне достаточно.

Регистрация предприятия - первая процедура, которую проходит человек, решивший стать предпринимателем. Можно назвать ее первым осознанным шагом в мир бизнеса.

Именно поэтому особенно важно, чтобы данная процедура не была затянутой и забюрократизированной. В Калужской и Костромской областях, Алтайском, Краснодарском и Красноярском краях среднее время регистрации предприятий составляет 10-12 дней.

В регионах, которые продемонстрировали не самые хорошие результаты по данному показателю, на процедуру уходит 20 дней и более. Основными проблемами при регистрации предприятий являются нехватка информации о порядке и правилах подготовки документов, недостаток отделений по приему и выдаче документов, недостаточная профессиональная квалификация сотрудников, отвечающих за регистрацию юридических лиц.

В свою очередь эффективность регионов-лидеров по данному направлению объясняется несколькими причинами.

  • Во-первых, они способствуют активному распространению информации о процедуре регистрации предприятия через СМИ, информационные буклеты, интернет, обучающие семинары.

  • Во-вторых, повышают доступность услуги регистрации через взаимодействие налоговой службы с многофункциональными центрами, а также благодаря проведению мероприятий в удаленных уголках региона. Не менее важна действующая система контроля над статусом поданных заявлений, количеством ошибок при прохождении процедуры, общим качеством работы сотрудников.

Благодаря разработке качественного регионального законодательства о поддержке инвесторов, серьезных изменений в развитии инвестиционного климата удалось добиться Ульяновской области. Региональным законодательством были закреплены три особых статуса инвестиционных проектов: приоритетные проекты, особо значимые проекты, резиденты особой экономической зоны. За каждым из особых статусов закреплены свои меры поддержки.

Так, резиденты особых экономических зон имеют нулевую налоговую ставку на имущество организаций сроком на 15 лет, нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль сроком на 10 лет, освобождение от уплаты транспортного и земельного налогов сроком на 10 лет, а также ряд других льгот.

В 2013 году в экономику региона поступило 76,2 млрд руб. инвестиций, благодаря которым было создано около 5 тысяч рабочих мест. На данные показатели, безусловно, оказывает положительное влияние дифференцированный подход к поддержке инвестиционных проектов, закрепленный в законодательстве региона.

В Калужской области одним из наиболее успешных кейсов по формированию благоприятного инвестиционного климата является деятельность региональных институтов развития: корпорации развития региона и агентства инвестиционного развития.

Данные структуры оказывают инвесторам поддержку как на стадии разработки проекта, так и после его запуска. Сопровождение инвесторов в процессе получения контрольно-разрешительных документов, координация работы с чиновниками, возможность обращения инвестора к персональному куратору, который доступен 24 часа в сутки, - эти и многие другие функции региональных институтов развития, реализуемые профессионально, не на словах, а на деле, позволяют формировать качественный результат в работе с инвесторами в регионе.

Сильное влияние на формирование благоприятного инвестиционного и делового климата отказывают реализуемые в регионе меры поддержки предпринимательства. Финансовая поддержка была и остается одной из самых востребованных бизнесом мер стимулирования. 

Положительным примером в данном направлении является работа гарантийного фонда Республики Татарстан, вошедшая в лучшие практики Национального рейтинга.

Гарантийный фонд активно взаимодействует с 25 банками-партнерами для привлечения заявок от предпринимателей. Выездные мероприятия для предпринимателей, организованные фондом, прошли во всех 42 районах республики. Общий объем кредитов, выданных за 2013 год, составил более 500 млн руб., общий объем поручительств - 248 млн руб.

Сегодня во многих регионах остро стоит вопрос нехватки промышленных площадок с необходимой инвесторам инфраструктурой. При этом в Ростовской, Ленинградской, Ульяновской областях данную проблему удалось решить вполне эффективно. Это произошло благодаря определению в нормативно-правовых актах регионов статуса и конкретных мер поддержки для индустриальных парков, бизнес-инкубаторов и других объектов инвестиционной инфраструктуры. Создание специализированных интернет-порталов и карт инвестиционной инфраструктуры оказало дополнительное положительное влияние на результаты проводимой работы.

Для того чтобы помочь регионам во внедрении лучших практик, проектным офисом Национального рейтинга будут организованы специальные образовательные курсы на площадке одного из ведущих вузов страны. Предприниматели, эксперты, представители регионов-лидеров выступят в роли преподавателей и расскажут, как качественно развивать инвестиционную привлекательность территорий.

Мы надеемся, что благодаря таким мероприятиям каждый российский регион войдет в полномасштабный Национальный рейтинг 2015 года в лучшей форме, эффективно решая острые проблемы и реализуя успешные инвестиционные практики.

Автор: Светлана Чупшева, корпоративный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ)