Сочи-2015: Евроатлантические партнеры России. Каковы шансы на запуск новой стадии отношений?

Объем экономического сотрудничества со странами Европы и Северной Америки, наличие производственных и транспортно-логистических цепочек играют настолько важную роль, что даже при ощутимом влиянии внешних факторов координация действий между бизнесом и экономическими блоками правительств России и стран традиционного экономического партнерства останется крайне интенсивной. 

К такому выводу пришли участники панельной дискуссии «Россия и евроатлантические экономические партнеры. Каковы шансы на запуск новой стадии отношений?», которая состоялась на XIV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015».

В обсуждении приняли участие заместитель министра иностранных дел России Алексей Мешков, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Лихачев, генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин, бизнес-омбудсмен Борис Титов, президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко, председатель Ассоциации европейского бизнеса в России Филипп Пегорье, управляющий партнер EY Россия Александр Ивлев, президент и гендиректор Американо-Российского делового совета Дэниел Расселл, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области Владимир Головнев и другие.

Участники встречи оценили изменения внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации за последние два года и обсудили то, как Россия выстраивает отношения с новыми стратегическими партнерами. 

«Ни для кого не секрет, что контекст экономического взаимодействия России с рядом ее ключевых партнеров изменился - большую роль в развитии торгово-экономических отношений стала играть внешнеполитическая конъюнктура», - отметил модератор дискуссии, президент «Деловой России» Алексей Репик.

Заместитель министра иностранных дел Алексей Мешков подчеркнул, что России нужны прагматические отношения: «Можно четко говорить в глаза друг другу то, что думаем, можно вырабатывать те формулы, которые бы реально действовали в будущем». Он также напомнил, что Россия не та страна, которую можно изолировать: «В этом плане роль бизнеса принципиальна и уже помогает в решении определенных практических задач. Мы видим через многочисленные встречи с бизнесом, что европейское деловое сообщество дает совершенно четкий сигнал своим правительствам, что это не наша «свадьба» с Европейским Союзом, то есть выигрывают другие партнеры, в том числе и заокеанские».

Первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Лихачев поделился личной оценкой и подсчетами экономического ущерба от санкций для экономики России и ее западных партнеров. «Думаю, что ущерб санкций для Российской Федерации за эти 1,5 года можно оценить в 20-25 млрд долл., ущерб наших партнеров, в первую очередь Евросоюза, - где-то до 100 млрд долл. Это прежде всего компании, экономические операторы, которые работали активно на российско-европейском треке. Если же мы посмотрим на показатели торговли в целом, то позволю себе сделать вывод, что санкции на торговый оборот оказали минимальное влияние. Без сомнения, гораздо большее воздействие в цифрах оказано курсовыми колебаниями, ценовыми изменениями на ведущих экспортных рынках (нефть и нефтепродукты, газ, металлургия) и теми региональными изменениями, которые начались раньше санкций», - рассказал он. По мнению Алексея Лихачева, у России нет альтернативы взаимодействия с европейским бизнесом, а у европейского бизнеса нет альтернативы взаимодействия с Россией: «В силу величины рынков, в силу исторических связей и в силу сегодняшних внутренних повесток, для нас европейский бизнес - серьезный партнер».

Глава АСИ Андрей Никитин предложил приступить к реализации идеи трансфера технологий уже в практическом ключе и выработать понятные и четкие инструменты коммуникаций с бизнесом. «Крупный бизнес здесь, и я рискну предположить, что крупные американские компании работали бы с нами при любом инвестклимате, если бы у них была возможность зарабатывать здесь деньги. А вот средний индустриальный бизнес, в чем мы реально заинтересованы, чтобы двигать свою экономику, тот бизнес, который есть в Европе, и, наверное, в Америке - ему нужен понятный четкий инструмент для коммуникаций с такими же российскими компаниями» - подчеркнул Андрей Никитин.

Глава Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко рассказал о перспективах российско-американских отношений и о барьерах, которые присутствуют в деловых связях США и России. «За последние 18 месяцев после ведения санкций отношение к американскому бизнесу со стороны российских официальных представителей - не могу назвать ничего кроме положительного, за исключением бурной законотворческой деятельности. Мне кажется, что со временем интеграционный процесс будет все больше и больше выявлять бессмысленность таких споров», - отметил Алексис Родзянко.

Обобщая результаты дискуссии, Алексей Репик заявил, что преодолеть препятствия на пути к нормализации деловых отношений и развитию связей с евроатлантическими партнерами можно только сообща. «Интересный факт - в русском языке невозможно использовать глагол «победить» в единственном числе будущего времени, только во множественном - «мы победим». Это применимо и к нашей ситуации: несмотря на некоторые сложности, совместными усилиями мы сумеем найти новые варианты для взаимовыгодного сотрудничества», - сказал президент «Деловой России».