За нарушение таможенных правил импортерам будут сначала выносить предупреждения

Импортер, вовремя не предоставивший запрошенные таможней документы или потерявший их во время обязательного хранения, может получить не штраф, а предупреждение. Возможность вынесения предупреждения вводится также для перевозчиков, повредивших средства идентификации, наложенные таможенным органом, или не сообщивших в ближайший таможенный орган об аварии, препятствующей доставке товаров. Эти и другие изменения, направленные на совершенствование законодательства об административной ответственности за таможенные правонарушения, содержатся в двух федеральных законах, подписанных Президентом России 23 июня 2016 года.

Оба федеральных закона - N 207-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и N 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил» - подготовлены в рамках исполнения пункта 71 «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования».

Как пояснили представители рабочей группы АСИ, изначально речь шла об одном законопроекте, в который должны были войти все нормы, обеспечивающие соразмерность и адекватность наказания совершенным в области таможенного дела правонарушениям. Часть важных для бизнеса предложений в первый законопроект не вошла, и рабочая группа согласовала с правительством необходимость разработки второго документа.

«В ходе напряженных дискуссий рабочей группе удалось согласовать с ФТС России включение в основной законопроект (ставший впоследствии законом N 207-ФЗ - прим.) ряд принципиально важных для предпринимателей норм, - сообщил Сергей Гусев, участник рабочей группы АСИ по упрощению таможенных процедур, сопредседатель комитета по транспорту и таможне Ассоциации европейского бизнеса в России. - Среди них - исключение конфискации из санкций, установленных за административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в части 3 статьи 16.1 КоАП, а также распространение действия примечания 2 к статье 16.2 на административные правонарушения, ответственность за которые установлена в части 1 данной статьи. Законопроект, включающий данные новеллы, был утвержден правительством и внесен в госдуму. К сожалению, в ходе рассмотрения в госдуме в результате депутатских поправок важнейшие новеллы об исключении административного наказания в виде конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения, были удалены из законопроекта».

В законе также прописана норма, освобождающая импортера и таможенного представителя от административной ответственности за недекларирование ввозимых товаров в случаях, когда о таком факте таможня узнала из добровольного сообщения импортера.

«Возможность добровольно дозаявить после окончания таможенного оформления и завершения таможенного контроля сведения о самостоятельно обнаруженных излишках товаров или их пересортице и доплатить таможенные платежи, не боясь последствий в виде привлечения к административной ответственности, будет способствовать как легализации импортируемых товаров, так и увеличению поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет. Это, без сомнения, прорывной пункт», - пояснил Сергей Гусев.

По его словам, на этапе согласования с ФТС России в законе появились условия и формулировки, которые не в полной мере отвечают критерию правовой определенности.

«Импортер не может предугадать последствия своего обращения в таможенный орган, так как не обладает всеми сведениями, необходимыми для однозначной оценки на предмет полного соответствия всем установленным условиям. Законопроект стал законом, и уже скоро, по результатам правоприменения, станет ясно, насколько обоснованными были опасения экспертов относительно несовершенства формулировок условий», - отметил Сергей Гусев.

Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушение таможенных правил» уточняет диспозицию административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса, приводя ее в соответствие с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2013 года N 79. Речь идет об указании в таможенной декларации неверного классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС, не связанном с заявлением неполных и/или недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию. Такие действия не образуют состава административного правонарушения и, таким образом, не могут являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Многие формулировки статей главы 16 КоАП России далеки от совершенства, а «установленные санкции по целому ряду составов до сих пор не отвечают основополагающим конституционным принципам соразмерности и адекватности наказания степени общественной опасности и вредных последствий правонарушений», считает эксперт рабочей группы АСИ. Поэтому работа по совершенствованию законодательства об административной ответственности за нарушения таможенных правил должна быть продолжена.