Требования к раскрытию информации о сделках с заинтересованностью защитят миноритариев

С января 2017 года в критерии квалификации сделок с заинтересованностью вносятся изменения. Вместо понятия «аффилированных лиц» будут использоваться более дифференцирующие термины - «контролирующее» и «подконтрольное» лицо.  

Такая норма включена в Федеральный закон от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

По мнению законодателей, это позволит облегчить определение круга сделок, считающихся совершенными «с заинтересованностью». Для сравнения, сейчас даже опосредованная связь с контрагентом может привести к тому, что принятое соглашение признается сделкой с заинтересованностью. При этом, напротив, если контроль над контрагентом осуществляется через несколько промежуточных компаний, сделка может не считаться таковой.

По мнению участников прошедшего 13 июля 2016 года заседания рабочей группы АСИ по совершенствованию корпоративного управления, принятый закон способствует реализации мер, одобренных в «дорожной карте» для защиты миноритариев.

Напомним также, что дорожная карта предписывает до ноября 2016 года расширить требования о раскрытии информации о сделках с заинтересованностью в годовых отчетах и сообщениях о существенных фактах. В частности, речь идет об указании лиц, заинтересованных в совершении такой сделки, и обстоятельств их заинтересованности. На реализацию этого пункта направлено и вступившее в силу 19 июня 2016 года Указание Центрального банка РФ, вносящее изменения в положение «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг». Оно уточняет перечень данных, которые необходимо указать в сообщении о существенном факте и в годовом отчете о сделке с заинтересованностью.

«Среди тех новелл, которые также должны быть разработаны и внесены в Правительство РФ уже в этом году, можно выделить и еще ряд важных пунктов, - подчеркивает Святослав Абрамов, начальник отдела законодательства о хозяйственных обществах и регулирования отдельных видов деятельности Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ. – Например, члены совета директоров должны получить доступ к документам и информации подконтрольных юрлиц».

Сейчас это право законодательно не урегулировано. По нормам Гражданского кодекса РФ, член совета директоров имеет право доступа только к документам самой компании. Однако бизнес компании сосредоточен не только в ней самой, но и в подконтрольных ей юрлицах, и деятельность совета директоров, по сути, распространяется на всю группу компании. Именно поэтому право доступа членов совета директоров к информации также необходимо распространить на всю группу.

«Без доступа к информации управлять крайне сложно, - продолжает эксперт. - Более того, только с 2014 года член совета директоров получил право запрашивать информацию для осуществления своей деятельности в компании. До этого времени вообще не было прямого законодательного указания, что он имеет право на какой-либо доступ к документам общества». Меры, предусмотренные в «дорожной карте», должны исправить эту ситуацию и в отношении подконтрольных организаций.

Кроме того, к внесению в Правительство РФ готовится еще один законопроект – о запрете подконтрольным акционерному обществу организациям голосовать его акциями. Речь идет о так называемых «квазиказначейских акциях». По словам экспертов, во всем мире практика голосования такими акциями считается вредной, искажающей структуру акционерного капитала. Большинство развитых юрисдикций от нее давно избавились – на уровне прямого законодательного запрета голосовать или даже владеть такими акциями.