Школьный урок технологии будет модернизирован под задачи НТИ

О результатах первого заседания рабочей группы по модернизации школьного урока технологии, которое состоялось в Сочи 13 июля 2016 года, рассказал возглавивший ее директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков.

Приказ о разработке концепции преподавания предметной области «Технология» при реализации общеобразовательных программ Министерство образования и науки РФ утвердило 27 июня 2016 года. За изменения законодательства, запуск институциональных реформ, ресурсное обеспечение и реализацию образовательной политики в регионах отвечает Минобрнауки. Постановкой задач со стороны разработчиков Национальной технологической инициативы (НТИ), методическими разработками и привлечением ресурса технологических компаний займется АСИ. 

Развитие искусственного интеллекта и технологий работы с большими данными в ближайшие 10-20 лет приведет к появлению принципиально новых аксиологических оснований работы с подрастающим поколением, считает Дмитрий Песков. По его мнению, одной из наиболее подходящих областей для развития необходимых компетенций в этом направлении станет робототехника.

«Принципиально важно сквозное изучение робототехники, потому что она позволит детям приобретать комплексные навыки, от программирования и информатики до дизайна. Кроме того, это сформирует запрос на изучение других дисциплин и дополнительное образование», - отметил Дмитрий Песков.

Он рассказал, что команда, которая занимается модернизацией школьного урока «Технология» планирует использовать в своей работе agile-методы. Это гибкая методология разработки программного обеспечения, которая также применяется как эффективная практика организации труда небольших групп. «Необходимо действовать итеративно, создавая то, что на языке программистов называется MVP (minimum viable product). Другими словами, эффективное решение, которое дешево обходится и быстро работает, и которое можно дальше доращивать, - пояснил Дмитрий Песков. - Сделали - зафиксировали, что продукт удовлетворяет нашим базовым требованиям, - протестировали - и двигаемся дальше».

Решения, которые будут предлагаться, не должны строиться в логике запроса денег у государства - они должны быть быстрыми, эффективными и дешевыми. 

Для этого придется пересобрать максимальное количество устоявшихся практик. «И мы открыто смотрим в лицо сложностям. Либо мы должны делать лучше всех, либо учиться у лучших… Нам неинтересно просто брать существующие «средние» решения и транслировать их у себя», - подчеркнул директор направления «Молодые профессионалы» АСИ.

Дмитрий Песков предложил участникам совещания оперировать в совместной работе открытым профессионально-технологическим языком, а не языком нормативно-правовых актов. «Переводом принятых решений в нормативно-правовой язык мы займемся позже, когда это будет необходимо», - сказал глава рабочей группы.

По итогам заседания в Сочи были сформированы 9 подгрупп по следующим направлениям:

  • Группа, которая опишет целевое состояние, вовлечение нового поколения в урок «Технология».
  • Группа инвентаризации существующих решений. Анализ лучших практик в области технологического образования и развития (что есть в мире и в России).
  • Группа по анализу барьеров в нормативно-правовом поле.
  • Группа, которая подготовит концепцию и проработает организационные формы внедрения предложенного решения в образовательный процесс.
  • Группа, которая выработает предложения по реформированию Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
  • Группа по формированию модели кадрового обеспечения образовательного процесса.
  • Группа по прорывным (disruptive) решениям. Принципиально новым, быстрым, качественным, дешевым решениям.
  • Группа по интеграции, которая работает над всеми группами, обеспечивает интеграцию, синхронизацию, обмен, формирует технические задания на преобразования.
  • Группа, которая свяжет урок «Технология» с другими предметами.

На следующем заседании, которое должно пройти 22 июля 2016 года в Москве в рамках Форума стратегических инициатив, планируется утвердить общие цели и задачи, выделить этапы, определить круг полномочий и запустить работу подгрупп.