Эти три компетенции оказались самыми необходимым, по мнению большинства участников круглого стола «Человеческий капитал. Как растить кадры для экономики 2025+», который прошел на одной из площадок Форума стратегических инициатив 21 июля 2016 года.
Прежде чем сделать такой вывод, собравшиеся в течение двух часов дискутировали и пытались ответить на два вопроса:
Кадровый потенциал 2035 года – сегодняшние первоклассники, а это значит, что ситуация системного сдвига в образовании должна произойти уже сейчас.
«Для будущего нам нужен принципиально новый тип людей. Они должны быть способны порождать новизну и быть способны найти себя в разных секторах экономики в ситуации модернизированного производства 2035 года. Для этого необходимы такие навыки, как умение работать в мультикультурных средах, в команде, и в то же время - умение работать с самим собой, над своими эмоциями, образованием», - считает Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления СКОЛКОВО. Разрыв между запросом и возможностями он обозначил, как главный вызов, ссылаясь на то, что нынешняя система образования не обеспечивает формирование важных компетенций, так как экосистема для них еще не сложилась. Ответ на вопрос, что нужно сделать, Павел Лукша видит в поиске новых организационных форм образования, которые должны сшиваться в единую систему подготовки кадров.
Евгений Кузнецов, врио генерального директора ОАО «РВК», продолжил список умений и навыков, необходимых будущему, выделив такие компетенции как умение строить рамки общения, договороспособность, умение менять свою позицию, умение разговаривать «на языке собеседника» из разных мультисоциальных сред. Учитывая масштаб грядущих перемен, он считает, что новое образование должно войти в старые организационные формы. Еще он делает ставку на таланты и предлагает разрабатывать технологии максимального выявления талантливых детей на более ранних стадиях.
О новом проекте работы с талантливыми детьми рассказал Дмитрий Земцов, руководитель рабочей группы НТИ по кружковому движению. По его мнению, жизненно важные компетенции - это «уметь делать творческие задачи, доделывать дело до конца». Этому учат ребят, которые занимаются в технических кружках. Сегодня около 100 тысяч детей, вовлеченных в кружковое движение, объединяются в инженерные команды. «Это новый толчок для развития новой волны. Призыв к взрослым - дать возможность, понимать и не мешать», - таким было мнение Дмитрия Земцова.
Виталий Сурвилло, основатель детского города профессий «Мастерславль», сделал акцент на том, что процент талантливых детей очень мал, порядка 10 % от общего количества, поэтому систему образования нужно ориентировать на большинство. Как растить кадры? В первую очередь - образование для всех! – считает Виталий Сурвилло. Павел Лукша поддержал это мнение, подтвердив, что ключевая проблема - с детьми среднего класса: «Государство должно задуматься! 10% - группа прорыва, остальным нужны психотехники».
Еще одну проблему увидели эксперты – в образовании родителей. Есть регионы анклавы низкого качества образования и архаического образа жизни. По словам Виталия Сурвилло, 90% родителей не заинтересованы в образовании своих детей. Он предложил создать государственную программу работы с семьями.
Директор направления «Социальные проекты» АСИ Светлана Чупшева также считает семью важным институтом воспитания: «Настаиваю на том, что родителей нужно включать в образование, чтобы вместе формировать программы и понимать, что происходит с ребёнком в школе. Нужно создавать родительские сообщества».
Светлана Чупшева рассказала о задачах АСИ, которое готово организовать диалог общества и власти, чтобы помочь нашим детям найти достойное место в жизни. АСИ поддерживает проекты, ориентированные на систему дополнительного образования детей, развитие кружкового движения, программы профориентации, личностного роста, сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В завершении дискуссии участники проголосовали за три самые важные компетенции для детей, которым предстоит делать будущее и жить в нем: