Кто помогает бизнесменам в России?

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин в гостях у программы «Своими глазами» на «Эхо Москвы»

Ведущий - Это программа «Своими глазами», меня зовут Алексей Нарышкин, всем - здравствуйте. Сегодня напротив меня Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив. Сразу хочу вас спросить – буду с вами откровенен, про Агентство стратегических инициатив я ничего не знаю, ну я же могу в этом признаться - такой легкий камингаут. Я знаю, что периодически АСИ появляется в информационном поле, очень часто в связке с Путиным. Путин хвалит вашу структуру, Путин дает вам поручения некие, и в послании он к вам непосредственно обращался. При всем этом вы существуете пять лет. А что вы делаете? Знаете, как спрашивают людей в возрасте – в чем секрет вашего долголетия?

А.Никитин - Хороший вопрос, спасибо. На самом деле, у АСИ есть четыре направления работы, каждое из них занимается разным и, наверное, в разной динамике. Начну с самого понятного и известного – это тема улучшения бизнес-климата. Если помните, в «Майских указах» президента был один из показателей таких - войти в двадцатку стран с лучшим бизнес-климатом по рейтингу Doing Business.

А.Нарышкин - Да.

А.Никитин - Мы были 124-ми на старте, сейчас мы 40-е в этом рейтинге, и к 19-му году у нас есть шансы продвинуться еще.

А.Нарышкин - Подождите, давайте сразу разберемся, что вы такого сделали? Со 120-го на 40-е - это существенно, это хорошо.

А.Никитин - Знаете, это очень просто. Там такие понятные показатели – сроки и скорость получения разрешений на строительство, сроки, скорость и стоимость подключения к электросетям. Это, например, сроки прохождения таможенных процедур – там порядка 11 показателей. Мы сделали очень простую вещь, мы собрали бизнес и чиновников на своей площадке, сделали рабочую группу, сказали: давайте подумаем.

А.Нарышкин - Соберем жалобы?

А.Никитин - Нет, зачем жалобы? Что из того регулирования, которое у нас есть, имело бы смысл на сегодня сократить.

А.Нарышкин - Избыточное регулирование.

А.Никитин - Как нам сократить эти сроки, как нам сделать так, чтобы было более комфортно получать разрешения, подключаться и так далее. Люди работали. Мы просто эту работу организовывали. Конечно, у нас нет специалистов по газу, по стройке.

А.Нарышкин - То есть, АСИ - это площадка?

А.Никитин - Это во всех направлениях площадка. То есть, мы - обратная связь в гораздо большей степени, чем многим кажется. И получились «дорожные карты». Они были приняты распоряжениями правительства. Соответственно, дальше, в течение 5 лет, последовательно принимались законы, поправки, изменялись какие-то постановления в правительстве - просто убирались лишние процедуры в разных сферах. Например - отменили командировочные удостоверения как форму отчетности, убрали одну бумажку. Сократили до 60 дней сроки подключения к электросетям для малого бизнеса, для небольших объемов, к которым не нужно тянуть отдельную линию.

А.Нарышкин - Эти вещи хорошо перечислять, а есть ли от них уже отдача? Как мы можем померить позитивный эффект?

А.Никитин - Рейтинг Всемирного банка строится на опросах предпринимателей. То есть, им бессмысленно что-то доказывать - мне или Министерству экономического развития, с которым мы вместе эту работу делали. Они спрашивают предпринимателей, и если те фиксируют какое-то сокращение, они это учитывают в своем рейтинге. Соответственно, вот такой результат дали наши предприниматели - теперь это 40-е место, а не 124-е. Лучше, чем в Италии на сегодня.

А.Нарышкин - С бумажками хорошо - когда вы устраняете барьеры лишние объективно. А в плане либерализации законов и наших всяких уголовных дел - АСИ делает что-нибудь? Вот эта вечная история, что предпринимателей не надо сажать, тем не менее, у нас все равно бизнесмены часто сидят, получают сроки, по-моему, это не способствует устройству бизнеса, открытию своих компаний.

А.Никитин - Там есть два блока вопросов. Первый блок - это то, чем занимается Борис Титов, это как раз либерализация уголовного законодательства для предпринимателей. А второй блок - это регулирование, которое можно читать по-разному. Например, «дорожная карта» по оценочной деятельности. Как вы знаете, у нас один оценщик может оценить в рубль, а другой в миллион рублей - один и тот же объект. Суды по собственному желанию принимали либо такую, либо иную оценку работы, и наступала масса последствий, и рейдеры активно этим пользовались,скажем так. То есть мы, конечно, не занимаемся уголовным законодательством – это не наш мандат. Но часть работы по однозначному толкованию каких-то вещей мы делаем в рамках работы по Doing Business.

Там есть один минус, сразу о нем скажу. Международный рейтинг измеряется по Москве и в последнее время по Санкт-Петербургу. То есть, этот рейтинг, к сожалению, не дает картины по всей стране.

А.Нарышкин - Это неправильно.

А.Никитин - Почему? В каждой стране по столице. Они же измеряют его по всему миру.

А.Нарышкин - Подождите. Хорошо, что вы об этом сказали. Я не знаю, как по сравнению с европейскими странами, с Америкой, но в нашей истории вообще получается не репрезентативно - Москва и Санкт-Петербург объективно живут лучше в десятки раз. Вы сами путешествуете по городам, видите, как люди там живут, как ведут там бизнес. Я тоже путешествую немножко, у меня бывают рабочие командировки – это разные вещи.

А.Никитин - Да. Поэтому в рамках этого направления мы сделали еще одну историю, более важную на самом деле, чем этот Doing Business. В 12-м году было такое исследование, там было 20 регионов, их попробовали померить по той же методике, по которой измеряется этот рейтинг. И получилось, что если бы столица нашей родины была в Ульяновске, то мы были бы не 124-е, а 70-80-е.

А.Нарышкин - Интересное исследование.

А.Никитин - Да. А вот эти все стройки, подключения – там же очень много регионального муниципального законодательства, и в Москве-то оно сложное. То есть, оказалось, что на тот момент регулирование по Москве было хуже, чем по нескольким регионам – не по всем, по тем, которые активно занимались привлечением инвесторов уже в то время, как Калужская область, например. И тогда мы взяли этот опыт, посмотрели, как работают наши деловые объединения - ТПП, РСПП и «Деловая Россия» - предложили сделать национальный рейтинг. Схожие методологии, которые измеряют то же самое, но по регионам - чтобы увидеть, как ситуация меняется от региона к региону. Соответственно такой рейтинг каждый год проходит уже два года подряд. И результаты его на Петербургском форуме озвучиваются.

А.Нарышкин - Можно напомнить, каковы результаты, кто в лидерах, кто их оценивает?

А.Никитин - Не мы - это опять же предприниматели в каждом регионе дают оценку тому, как они видят ситуацию.

А.Нарышкин - Но вы их сводите в единый документ.

А.Никитин - Да. Соответственно №1 - это Татарстан, рядом Калуга, Тюменская область, Тульская.

А.Нарышкин - Москва?

А.Никитин - Москва в первой двадцатке, а Питера нет. Питер существенно ниже. Москва очень много сделала с 2012 года, когда эта ситуация стала проявляться, здесь действительно прошла масса сокращений процедур для малого бизнеса. В Питере пока ситуация чуть хуже, по крайней мере предприниматели в Питере ее оценивают хуже, то есть там нет такой динамики и такой позитивной картинки. Может быть, она появится в следующем рейтинге - сейчас как раз идут опросы по итогам 2016 г., и на Питерском форуме уже появится этот результат.

А.Нарышкин - В 2017.

А.Никитин - Но смысл не в рейтинге, а в том, что мы благодаря рейтингу видим лучшие практики, видим, что такой-то регион научился так подключать к газовым сетям – дешево и быстро. И остальным говорим – ребята, приходите туда, учитесь.

А.Нарышкин -Кто и как должен пользоваться этим рейтингом? Татарстан на первом месте. Вы говорите, эти практики нужно использовать. Этот сводный рейтинг в Кремль отправляется?

А.Никитин - Он озвучивается. Естественно, попадает во все госорганы, во все регионы.

А.Нарышкин - Хочу понять, как дальше с ним работать.

А.Никитин - А дальше регионы, которые считают, что им некомфортно оказаться 65-ми, 63-ми, начинают интересоваться существующими практиками. Менять систему управления, сокращать бумажки на своей территории.

А.Нарышкин - АСИ может губернаторов и региональные власти сводить вместе, чтобы происходил обмен опытом?

А.Никитин - Этим мы и занимаемся в этой части. У нас прямо сегодня как раз по ключевым проблемным точкам последнего рейтинга проходит совещание со всеми вице-губернаторами, министрами всех субъектов в нашем офисе через дорогу. Мы им рассказываем, например, про оформление земли в собственность - очень разные сроки от региона к региону. В 60 регионах у нас границы муниципалитетов не оформлены. Это базовый вопрос, который добавляет до 50 дней к этим срокам. А есть регионы, где оформлены – там на 50 дней короче. Мы говорим: смотрите, это надо сделать вашему муниципалитету. Это такая работа, знаете, ее сложно объяснить и, наверное, не нужно объяснять – обычных граждан это не должно волновать. Их должно волновать только то, что они пришли и быстро получили необходимый ответ на свой запрос. Поэтому, может быть, вы мало про это знаете, потому что это интересует предпринимателей, чиновников в регионах, муниципалитетах в большей степени.

А.Нарышкин - Просто хотелось бы как потребитель получать отдачу. Я как рядовой гражданин не могу судить, стало ил бизнесу легче или тяжелее, возможно, если условия для бизнеса улучшаются, бизнесу проще, то и моя жизнь должна улучшаться. Не могу за себя сказать, что стало жить проще, так же, как и моим друзьям и коллегам. Хотя это вряд ли ответственность отдельных регионов. Можно говорить об ответственности Путина, Барака Обамы, и так далее. Я имею в виду, что не все мы можем измерить бизнес-условиями.

А.Никитин - Это безусловно так, вы правы. Есть макроэкономика, есть стоимость кредита и все остальное. Но, тем не менее, если предприниматель теперь может зарегистрировать компанию онлайн, это хорошо. Знаете, была такая статистика в 2012 г. – в России было 5 миллионов бухгалтеров, а в Америке три, при соответствующих одинаковых условиях. У нас должно быть меньше, потому что экономика меньше. Эти люди занимались прокручиванием всей бесконечной бумажной истории - бесконечными лишними отчетами. А это те же деньги.

А.Нарышкин - Но проблема в том, что это не прихоть бухгалтеров и руководителей.

А.Никитин -Конечно. Это требования, набор бумаг, леса, который мы уничтожаем, создавая эти бумаги. И когда вы покупаете что-то, в этой цене есть вот эта лишняя доп.зарплата, скажем так. Мы пытаемся сделать так, чтобы этого было меньше – в этом направлении. Но поскольку АСИ - это не госорган и юридически мы являемся НКО, то никого ни к чему принудить не можем. Мы можем только людям показать, как может быть и предложить им какой-то формат, как можно в нормальном комфортном режиме просто что-то поменять в этой ситуации. Это один блок нашей работы.

А.Нарышкин - Итак, три направления вашей деятельности.

А.Никитин -Второе направление называется очень забавно - «Молодые профессионалы». Есть определенное противоречие между «молодыми» и «профессионалы».

А.Нарышкин - А по-моему, нет.

А.Никитин - Так было исторически, а сейчас его уже нет, наверное, вы правы. Там есть две больших истории и несколько историй поменьше, которые делают коллеги. Очень важная история - изменение системы подготовки кадров в среднем профессиональном образовании. Поскольку мы площадка и сами не придумываем себе работу, к нам в 2011 г. пришли ребята и сказали, что есть такое движение «Ворлдскиллз» (Worldskills - прим.), соревнования по рабочим профессиям, и мы считаем важным, чтобы Россия в этом участвовала. Нам удалось их поддержать, ситуация эта развивалась, сегодня, может быть, вы знаете о том, что наша команда ребят из колледжей по рабочим профессиям заняла первое место на европейском чемпионате по рабочим профессиям. В первый раз, когда они приехали, они заняли последнее место.

А.Нарышкин - Я знаю про WorldSkills, потому что в другой эфир приходят люди из ОПК и говорят, что работники этих предприятий участвуют в этом.

А.Никитин - Да, это система чемпионатов. Она работает, начиная с областей, субъектов, потом есть национальный чемпионат, потом победители едут на мировой, который проходит раз в два года.

А.Нарышкин - А зачем?

А.Никитин - Это benchmark, та же история. Когда вы видите рядом нашего токаря-выпускника и немецкого токаря-выпускника, вы понимаете, в чем разница подготовки.

А.Нарышкин - Кто понимает? Ну, токарь поехал в Европу и занял 1-е место, или 10-е, и что должен делать наш российский токарь? Вернуться в Россию в Омск, откуда вы его привезли, должен убиваться на кухне, и пить неделю?

А.Никитин - Давайте уберем слова «лучше, хуже».

А.Нарышкин - Но это соревнование - как без этого?

А.Никитин - А они разложены по этапам, там вопрос, в чем лучше. Например, у немецкого токаря задание - спроектировать изделие в программе, запрограммировать станок соответствующим образом, изготовить изделие. И в последующем оценивается культура труда, то есть как это все работает на рабочем месте. У нас ту же самую работу делает проектировщик с высшим образованием, технолог с высшим образованием, а рабочий только выполняет и максимум, если это хороший рабочий, делает это культурно – не мусорит при этом. То есть там это делает один человек и это входит в набор компетенций, которому учат человека в колледже. У нас это делают минимум трое, из них два с высшим образованием – вот вам ответ на вопрос по производительности труда.

А.Нарышкин - Во-первых, это неэффективно, во-вторых, это повышает стоимость.

Естественно. То есть, оказывается, что какие-то вещи можно делать на уровне работника сразу. Эта информация дает возможность понимать, в какую сторону должны меняться колледжи. Помимо этого, WorldSkills - это классная мотивирующая история для ребят, которые в этом участвуют: они не чувствуют себя аутсайдерами, когда получают медали. И это важно, когда про это говорят, когда президент встречается со сборной - год назад встречался, они тогда в чемпионате мира в Бразилии участвовали. Это все правильно и задает правильные ориентиры. Но для специалистов это повод, чтобы поправить всю систему профессионального образования.

А.Нарышкин - Как можно, основываясь на результатах этих соревнований переформировать потом всю образовательную систему, подготовку специалистов по всей стране – их в стране тысячи.

А.Никитин - Это полномочия регионов - система СПО. Во-первых, можно, нужно и сейчас это делается – изменить образовательные стандарты. То есть поменять их так, чтобы человека учили тому, что нужно. Во-вторых, изменить систему экзаменов, чтобы экзамены были максимально приближены к методологии WorldSkills, чтобы ребенок, будущий ювелир, к примеру, не сдавал экзамен по книжкам на доске или в тетрадке, а делал изделие. Экзамены приблизить к практике. Третье – как хотите можете это называть, можете назвать дуальной системой образования, которую практикуют немцы, можно сказать про старую советскую практику - предприятия должны управлять или влиять на колледжи, которые готовят для них специалистов. Вот три элемента. И продвинутые регионы пользуются этим сейчас. Если мы посмотрим на победителей европейского чемпионата – они из регионов, где уже есть современные предприятия, есть инвесторы, и там система СПО работает по более или менее современным стандартам хотя бы в какой-то части. Как можно привлекать инвесторов, если ты не умеешь готовить профессионалов для инвесторов?

А.Нарышкин - То есть, есть связь. И еще два направления?

А.Никитин - В этом направлении есть другая интересная история, так называемая Национальная технологическая инициатива.

А.Нарышкин - Загадочная история.

А.Никитин - Непростая. У нас вся логика развития инноваций какая – мы создаем институт развития, который поддерживает там-то, тех-то. Ил мы создаем Российскую венчурную компанию, которая поддерживает венчурные инвестиции. То есть всегда в основе есть человек, который подумал и решил, что надо поддерживать именно это. Мы в своей логике площадки говорим: давайте посмотрим, что у нас в России умеют делать и в каких технологической области у нас уже появились предприниматели и ученые, которые могут сделать что-то, что опережает или равно мировому уровню. И посмотрим не сверху вниз, чтобы не создавать жёсткие рамки — эти приходите, а эти не приходите к нам, а попробуем посмотреть, что есть. Если это есть и это сообщество способно сформулировать пожелания государству, как им нужно помогать, давать возможности для развития, - давайте им поможем.

А.Нарышкин - А можно конкретные примеры? Кто к вам в рамках этого направления может обратиться/, получить поддержку?

А.Никитин - Там очно так же формируются рабочие группы, они легитимизуются комиссией по модернизации. Сейчас это происходит по мере формирования этих сообществ. Есть рабочая группа «Аэронет» - это беспилотные летательные аппараты. Там люди, которые не столько делают беспилотники, сколько делают софт для беспилотников, делают вещи, которые позволяют управлять не индивидуально каждому, а системно управлять всей этой историей.

А.Нарышкин - К вам в рамках этих проектов приходят частники?

А.Никитин - Конечно. Они приходят и говорят: мы в этой отрасли развиваемся, у нас есть наука, есть классные разработки.

А.Нарышкин - Дайте денег.

А.Никитин - Или поменяйте норматив.

А.Нарышкин - А денег даёте?

А.Никитин - Денег не даем. Мы площадка, мы не институт развития.

А.Нарышкин - Слушайте, получается та же бюрократия – если ты хочешь обратиться с добрым советом, если хочешь менять законодательство — иди в АСИ. Это же тоже неправильно. Почему вас нельзя собрать под одним названием, чтобы вы и деньги раздавали, и помогали. Как «единое окно».

А.Никитин - Знаете, у нас настолько искренние некоммерческие отношения с людьми, с которыми мы работаем, что я бы очень хотел их таковыми и оставить. Поэтому про деньги – это не к нам.

А.Нарышкин - Хорошо. А кроме беспилотников?

А.Никитин - Беспилотные морские суда - еще более серьезная история.

А.Нарышкин - Это важно?

А.Никитин - Это крайне важно. Они уже есть, уже испытываются в России. Это крайне важная, интересная история, что позволит сильно упростить и сократить все перевозки. Совершенно фантастическая история «Нейронет» - это все, что касается управления силой мысли, предметами и объектами. В России есть супер-приоритетные разработки в этой области. Это очень интересно для инвалидов, например, человек думает, а у него что-то пишется на экране, или он двигает какие-то вещи. Это уже есть, уже работает.

А.Нарышкин - Я подумал, что это как-то связано с шарлатанами – заряжать воду силой мысли, - это не то?

А.Никитин - Совсем не то. Больше того, у нас появляются «дорожные карты» только тогда, когда появляется сообщество. Когда мы видим, что есть предприниматели, которые в это инвестируют, ученые, которые этим хотят заниматься. То есть, мы не помогаем и не работаем с чистыми изобретателями, мы работаем с сообществами.

А.Нарышкин - То есть, вам нужно знать, что направлением интересуется не один человек, а внушительная группа людей?

А.Никитин - Да, есть некие комьюнити, которым это нужно. Как пример могу привести один кейс, один из моих любимых. В 2011 г. к нам пришли коллеги из Ассоциации индустрии детских товаров. Казалось бы, на тот момент у нас не было кодов (ОКВЭД - прим.) на игрушки. Игрушка пластмассовая рассматривалась департаментом химии в Министерстве промышленности, игрушка текстильная – департаментом промышленности, деревянная попадала в деревообработку.

А.Нарышкин - Это была насущная проблема?

А.Никитин - Проблема интересная. Что происходило? Если продукция не имеет общей рамки, то никто не понимает, как развивать отрасль. А на тот момент люди хотели развиваться, эта целая отрасль, были успешные люди, которые занимались моделями - самолетиками, корабликами, и так далее. У них было желание двигаться вперед, и мы им помогли пройти все эти истории с барьерами, сформулировать повестку и стратегию развития, согласовать ее с государством. И сегодня российские игрушки в определенных сферах – например, в детских товарах для детей-грудничков, все эти кроватки, коляски, мебель, - все это бурно развивается.

А.Нарышкин - Все-таки кроватки и коляски это нечто примитивное. Мы понимаем, что хорошие детские игрушки все-таки зарубежные товарищи делают.

А.Никитин - Не говорите это Ассоциации индустрии детских товаров, а то они встретят вас на выходе.

А.Нарышкин - Тогда продолжим наш разговор через несколько минут. Оставайтесь с нами. Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив

Новости

А.Нарышкин - Продолжаем программу. В студии Андрей Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив Все-таки меня волнует вопрос денег. Вы деньги не раздаете, но получаете их сами – для организации площадок, например. Кто вам дает деньги?

А.Никитин - Это пожертвования компаний, которые не дают нам разрешение на то, чтобы мы озвучивали их названия.

А.Нарышкин - А государственные деньги есть?

А.Никитин - Есть. Минэкономразвития субсидирует нам аренду помещений. В свое время, когда АСИ создавалось, была идея выделить какое-нибудь здание. И тогда - большое спасибо Набиуллиной, которая была министром экономического развития, - мы договорились, что такая проектная площадка по определению не должна превращаться во что-то монументальное. Поэтому лучше мы будем арендовать помещение до тех пор, пока будем нужны. И с тех пор было принято решение — нам правительство каждый год дает деньги на аренду. Все остальные расходы – это пожертвования.

А.Нарышкин - Аренда офиса на Арбате?

А.Никитин - Да.

А.Нарышкин - А в числовом выражении? Все, о чем вы говорите хорошо, при условии, что эта работа обходится государству в миллион рублей в год, например. Если вы получаете от государства сотни миллиардов рублей, у меня к вам будет другое отношение. Сразу возникают вопросы, туда ли идут деньги, эффективно ли вы их расходуете, может, вы просто пудрите мозги людям, которые принимают решения?

А.Никитин - Нет, мы стараемся никому мозги не пудрить. Аренда стоит в районе 100 млн. рублей в год на две площадки. Плюс офисы в регионах. У нас офисы класса Б, поэтому в принципе мы не тратим сильно много денег на всю эту историю. Количество людей, которые проходят через нашу площадку, – мы ведем такой легкий учет – около 70 тыс. человек в год. Это те, кто участвует в наших мероприятиях, в работе нашего офиса. В принципе я считаю, что соотношение нормальное.

А.Нарышкин - То есть, у вас есть возможность принимать приходящих людей с жалобами?

А.Никитин - Не с жалобами. У нас проходят рабочие группы, какие-то мероприятия. Недавно «Лиза Алерт» проводила свое мероприятие у нас. Те люди, которые работают с АСИ, могут к нам прийти и бесплатно сделать какой-то семинар, мы сами проводим совещания, мероприятия, мастер-классы. В эти выходные была организована большая площадка, связанная с Национальной технологической инициативой, - там коллеги обсуждали стартапы. То есть все это достаточно открыто, мы стараемся быть открытыми для наших пользователей.

А.Нарышкин - Оставим тему денег. Про «Национальную технологическую инициативу» это интересно, это перспектива, задел на будущее. Какие еще интересные проекты? Беспилотники, которые летают или плавают, это мне не очень интересно как обывателю.

А.Никитин - Почему вы думаете, что беспилотники не улучшают вашу жизнь?

А.Нарышкин - Каким образом?

А.Никитин - Во-первых, они вам уже могут принести пиццу или лекарство. Есть интересный проект – летающий кардиостимулятор, он может прилететь к больному. Проблема в том, что наша нормативная база не позволяет этой отрасли развиваться сегодня так, как она могла бы.

А.Нарышкин - Беспилотники надо регистрировать?

А.Никитин - Регистрировать. Куда-то они могут летать, куда-то не могут - с этим надо разбираться.

А.Нарышкин - Разбираетесь?

А.Никитин - Разбираемся. То есть бизнес и технологии развивают люди, не мы. Мы помогаем им в том объеме, в котором они говорят, что им нужно, чтобы расти. Есть, например, «дорожная карта» по новым технологиям здоровья. Там крупнейшие фармкомпании российские собрались, пытаются выработать решения в этой области. Есть «дорожная карта» под названием «Фуднет» - это все, что касается технологии…

А.Нарышкин - какие-то все зарубежные названия.

А.Никитин - «нет» - это «сеть».

А.Нарышкин - не самые лучшие времена для иностранных сокращений и аббревиатур.

А.Никитин - «Фуднет» пишем по-русски.

А.Нарышкин - «Едсеть»? Возьмите на заметку.

А.Никитин - Идея сама не в том, чтобы кто-то придумывал эти «дорожные карты» – сколько будет, столько и будет. Главное - что возникает сообщество, которое хочет развиваться – знаете, классно помогать людям, у которых в глазах читаем, что «мы и без вас это сделаем если что, просто с вами можем сделать быстрее». Это базовый принцип, который мы пытаемся исповедовать. У нас нет задачи обязательно открыть 20 рабочих групп или пять – нет такого плана.

А.Нарышкин - А сейчас сколько?

А.Никитин - Сейчас, по-моему, семь. Но на подходе есть и еще. Просто нужно попытаться сделать так, чтобы люди, которые хотят развивать какие-то технологии, могли это делать. И там есть уже достаточно интересные разработки, которые в какой-то части могут вывести нашу страну на передовые позиции.

А.Нарышкин - Это хорошо. Очень часто приходят гости, которые говорят, что выведут вперед или уже вывели, и мы впереди планеты всей, но просто мы не хотим об этом говорить. Пусть американцы хвастаются, а мы не любим публичности. Что за разработки, с которыми мы можем выстрелить?

А.Никитин - Я бы тоже не хотел об этом говорить. Не потому, что я говорю о секретах, а потому что я не профессионал в этой области. Здесь важно отметить: у нас в АСИ каждый директор направления также назначен по итогам конкурса и каждый из них - профессионал в своей области. Если хотите подробнее узнать об этих разработках, надо спросить Дмитрия Пескова, который у нас за это направление отвечает. А я всего лишь директор, поэтому могу ошибиться, и люди, которые занимаются разработками, обидятся.

Одна из историй - что мне понятно и лично интересует - это то, что связано с «Нейронетом», с технологиями, которые позволяют инвалидам, знаете такую историю - экзоскелет - это то, что позволяет людям, которые не двигаются, двигаться. Сейчас для этого нужно иметь хоть какую-то подвижность, а наши разработчики уже на стадии того, что можно думать и ходить. То есть, похожие разработки есть в других странах, но мы здесь не хуже смотримся. Вот такие вещи для меня важны и я стараюсь за ними следить.

По беспилотникам тем же, которые вам почему-то не нравятся. Это темы, связанные с мониторингом, например, нелегальных свалок.

А.Нарышкин - Я не понимаю, зачем уделять столько внимания беспилотникам, если есть иностранные – покупай и запускай. Зачем обсуждать тему беспилотников?

А.Никитин - Вы знаете, что 50% мирового софта для беспилотников делается российскими компаниями? Может, мы не делаем сами аппараты - не знаю, кто их делает, - Израиль, например.

А.Нарышкин - Но дорого.

А.Никитин - Этого тоже не знаю – не владею беспилотным аппаратом.

А.Нарышкин - Ждете, когда русский появится?

А.Никитин - Они уже есть, русские. Но там базовая проблема - что каждый беспилотник управляется так же, как самолет - диспетчером. То есть не существует операционных систем, которые могли бы ими управлять в автономном режиме, чтобы они не сталкивались с самолетами.

А.Нарышкин - То есть они туповаты.

А.Никитин - Не туповаты, но серьезные модели требуют сопровождения диспетчеров. В России разрабатывают автономные системы управления беспилотниками. Но я бы отметил еще пару проектов. Один из них - это все, что связано с онлайн-образованием. Мы в свое время поддержали несколько частных стартапов в области электронного образования, электронных университетов. Сейчас мы смотрели статистику – уже около миллиона человек поучились в этих университетах по каким-то дополнительным курсам.

А.Нарышкин - А как это все называется? Я знаю иностранную систему Coursera - это то же самое?

А.Никитин - Есть такие же неплохие российские аналоги.

А.Нарышкин - Принцип тот же самый?

А.Никитин - Тот же самый.

А.Нарышкин - Получается, что ничего нового не придумали.

А.Никитин - Ничего нового не придумали. Только у России образование Coursera не было уж таким легитимным. Наша задача была помочь людям сделать так, чтобы это образование учитывалось.

А.Нарышкин - Уже есть плоды?

А.Никитин - Есть. Люди учатся, им нравится, платят за это какие-то деньги. Наверное, кому-то это нужно и выгодно. Следующий блок – социальные проекты. Там три больших темы. Первая – все, что касается дополнительного образования детей, и это связано с Национальной технологической инициативой. Вторая тема - инвалиды и производство товаров для инвалидов. И третья тема - работа с волонтерскими организациями.

А.Нарышкин - С инвалидами в каком направлении? Мы знаем по последним новостям - Греф у себя в «Сбербанке» что-то пытается делать для инвалидов. У вас такой же уклон?

А.Никитин - Чуть другой. Мы пытаемся сделать так, чтобы российские стартапы в области товаров для людей с ограниченными возможностями получали приоритет и возможность попадать в госзаказ. Потому что сейчас это довольно сложная история.

А.Нарышкин - Может быть, они не соответствуют характеристикам?

А.Никитин - Просто характеристики не менялись больше десятка лет. И вся эта система довольно немобильна. Есть прекрасная компания «Моторика», которая делает протезы для детей с разными функциями. Это Сколковский стартап, он позволяет детям чувствовать себя супергероями, а не людьми с ограниченными возможностями. Нам бы хотелось, чтобы у российских стартапов была возможность быстро попадать в систему государственную. Достаточно узкая задача.

А.Нарышкин - «Моторика» попала в систему госзаказов?

А.Никитин - Вот сейчас, в ближайшие тройку месяцев, появятся, очень надеюсь. Тот же самый «Экзоатлет»: они сделали один, ходили с ним долго-долго, а сейчас по крайней мере регионы стали заказывать.

А.Нарышкин - Доходились.

А.Никитин - Да. В этом году летом человек даже пришел венчаться в церковь. Лежачий больной, парализованный после аварии, пришел в «Экзоатлете». Вот зачем нужно АСИ - когда люди что-то делают, хотят сделать хорошее в стране и не могут понять, как им взаимодействовать с государством, которое меняется в лучшую сторону, но не всегда делает это равномерно. И, наверное, тут нужна такая структура, как наша. Может быть, не нужна вечно, и по идее мы как посредники должны исчезнуть.

А.Нарышкин - Вы работаете с людьми, которые принимают бизнесменов.

А.Никитин - Мы сами туда приходим.

А.Нарышкин - Сопровождение?

А.Никитин - Конечно.

А.Нарышкин - То есть, это не напутствия и добрые советы?

А.Никитин - Кому нужны напутствия и добрые советы? Идея в том, что люди к нам приходят, и мы их сопровождаем. «Дорожную карту» легко написать, у нас много умных людей в стране, которые вам с удовольствием расскажут, что надо сделать, чтобы улучшить инвестклимат. Но потом надо пойти и сделать. И наша задача - помочь людям с человеческого языка перевести на государственный. И сделать так, чтобы это произошло. И здесь, конечно, спасибо нашим коллегам из министерств – на сегодня нам все помогают и хорошо с нами работают.

А.Нарышкин - Близость к Путину, по-вашему, сильно облегчает вашу деятельность?

А.Никитин - Я не знаю, что такое «близость». Я знаю, что Путин - председатель нашего наблюдательного совета, и мы имеем возможность 2-3 раза в год рассказать ему о том, что мы делаем, где мы сталкиваемся с проблемами и где нам удается добиваться успеха. И это важно, потому что мы можем рассказать о том, как двигаются те или иные проекты. Если он считает возможным, он дает поручения в этой области. Вопрос не в близости, а в эффективности. Историю с Агентством придумал в свое время он, и мы стараемся сделать так, чтобы быть для него площадкой обратной связи с активистами в социальной сфере, образовании, инновациях, бизнес-климате. С теми людьми, которые, правда, хотят все поменять. Таких мы у себя всегда ждем.

А.Нарышкин - Как выглядит ваша работа? Вы провели площадку, послушали замечания от бизнес-сообщества, что дальше? Кто составляет «дорожные карты»?

А.Никитин - Мы приглашаем предпринимателей из отрасли или тех, кому это нужно.

А.Нарышкин - Получается штаб общения большой?

А.Никитин - У нас сто человек на все про все.

А.Нарышкин - Скромно.

А.Никитин - Скромно. Мы приглашаем профильных чиновников, слушаем предпринимателей и вместе думаем, что надо поменять, чтобы убрать лишние барьеры.

А.Нарышкин - То есть составление «дорожных карт» происходит вместе с чиновниками?

А.Никитин -Конечно. Это базовый принцип - надо вовлекать людей в работу на раннем этапе, чтобы это была часть их работы. У нас достаточно много талантливых людей среди чиновников, которым тоже что-то не нравится и которые помогают нам что-то делать, у которых есть своя повестка в этой области. Это касается и регионов. Например, одна из тем, которую предприниматели постоянно озвучивают – тема подключения к газовым сетям. Мы посмотрели, что в Московской области и Тюмени это происходит быстрее – они как-то это сделали. Собрали там предпринимателей, спросили, как им это нравится. И уже возникает тема для работы - что мы должны поправить, чтобы сделать так же в других регионах. Ну как мы можем сделать одновременно «дорожную карту» по волонтерскому движению и по подключению к газу?!

А.Нарышкин - Если очень талантливые и умные.

А.Никитин - Мы очень талантливые и умные – все мои коллеги именно такие, но их задача – не заниматься отсебятиной, а помочь людям высказать свое мнение и перевести его на язык решений.

А.Нарышкин - Конкретно для регионов вы пишите «дорожные карты»?

А.Никитин - Не пишем. Мы делаем определенные стандарты для них.

А.Нарышкин - Я вспомнил о Чечне. Дотационный регион, не единственный в России. Можно Чечне помочь, если оставить политические вопросы - Кадыров, Путин, много денег, строительство - как помочь, можете улучшить эффективность?

А.Никитин - В рейтинге инвестпривлекательности регионов Чеченская республика занимает очень достойное место. Кстати, она в группе лидеров, при том что в целом республики Северного Кавказа находятся в середине или ниже.

А.Нарышкин - В чем успех Кадырова, вы разобрались?

А.Никитин - Во-первых, там реально быстро и просто даются бумажки и разрешения. Надо понимать, что там инвесторы не такие, как здесь. Там не «Фольксваген», как в Калужской области, там инвесторы из Эмиратов, Саудовской Аравии. И если Чеченской республике удается привлекать таких инвесторов, то почему нет? Что плохого в том, что у нас инвестиции идут с той стороны, там строятся предприятия, очень хорошо развивается аграрный сектор.

А.Нарышкин - Так может, вообще надо на Чечню равняться? Она может служить примером для других регионов?

А.Никитин - Для многих кавказских регионов - безусловно. Для регионов, где выдача разрешений сопровождается не только бюрократией, но еще и какими-то дополнительными пожеланиями, Чеченская республика, я считаю, может служить примером.

А.Нарышкин - А роль Кадырова как всечеченского наставника насколько серьезна?

А.Никитин - Не могу оценить. Конечно, я знаком с Рамзаном Ахматовичем, но мы больше общаемся с его вице-премьерами и министрами. Это молодые, талантливые, профессиональные ребята, хорошо говорящие на разных языках, с очень хорошим образованием, которые прекрасно понимают важность хорошего инвестклимата. Наверное, его роль в том, что он таким людям дает возможность в республике принимать решения и заниматься развитием.