Продюсеры: На Дону съемки фильмов обойдутся на 20–30% дешевле, чем в Москве

Спрос на российское кино за год вырос в 1,5 раза

В феврале на инвестиционном форуме в Сочи Правительство Ростовской области, Агентство стратегических инициатив и Ассоциация продюсеров кино и телевидения планируют подписать соглашение о создании в регионе кинокластера. По мнению экспертов, он позволит удешевить процесс производства кино на 20–30%.

Как рассказал «Молоту» один из инициаторов строительства кластера главный продюсер кинокомпании «Централ Партнершип» Сергей Багиров, проект подошел к тому моменту, когда можно «вбивать первые гвозди». В настоящее время ведутся переговоры с инвесторами и определяются площадки локализации. Речь идет о трех зонах – в Азове, Старочеркасске и Таганроге, одна из которых будет главной. Здесь расположится реквизиторский цех. Остальные будут «принимающими сторонами». Уже в феврале строители точно обозначат место главной локализации.

«В этом году я намерен снять в Ростове три исторических фильма – «Воспитанник», «Смотритель маяка», «Атаман» – и завести в регион еще несколько независимых продюсеров. Ростовская площадка позволит удешевить процесс производства кино на 20% по сравнению с Москвой, – уверен Сергей Багиров. – За последние два года телекомпании почти на 30% снизили закупочную цену контента: сериалов, фильмов и т. п. Но стоит учитывать, что ежегодно ТВ-каналы выпускают в эфир тысячи часов премьерного российского контента. Все это надо где-то снимать. Поэтому кинематографисты вынуждены искать новые выгодные площадки».

Московские продюсеры, которых намерен привезти в Ростов Багиров, отмечают, что им будет выгодно снимать в ростовском кинокластере при наличии здесь необходимого оборудования и рабочего персонала.

«Раньше российские кинематографисты в основном снимали на Украине, сейчас львиная доля проектов реализуется в Минске. Если снимать фильмы в ростовском кинокластере будет дешевле, чем в Европе и Москве, благодаря снижению затрат на технику и персонал, то он станет вполне привлекательным для кинопроизводителей, – отмечает Нателла Абуладзе, продюсер, член Союза кинематографистов РФ. – Сейчас один съемочный день в павильонах Москвы стоит в среднем 20–30 тысяч долларов. Сюда входят аренда объекта, питание, сотрудники, транспорт, оборудование. Гонорары актерам оплачиваются отдельно».

По словам губернатора Ростовской области Василия Голубева, местные вузы готовы реагировать на потребность в специалистах, возникающую в регионе. По его оценкам, успеху проекта также благоприятствуют географическое положение выбранных участков, транспортная доступность. Со своей стороны, правительство области готово предоставить инвесторам определенные преференции, помочь в оформлении документов.

По мнению Сергея Хестанова, советника по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер», главная проблема отечественного кинематографа – отсутствие значимой финансовой отдачи от крупных проектов. Большая часть отечественного кино снимается на госденьги и является планово убыточной. Производственные мощности существующих киностудий используются отнюдь не на 100%. Отдельная группа контента – это телесериалы, которые снимаются по заказу конкретного канала и являются весьма малобюджетными.

«Оба этих обстоятельства не способствуют платежеспособному спросу на производственные мощности для съемки кино. Именно поэтому коммерческие перспективы этого проекта выглядят достаточно сомнительно. Однако стоит вспомнить и позитивный опыт создания региональных кинокластеров. Так, в свое время очень много коммерчески успешных фильмов было снято в небольшой региональной студии «Баррандов» в Чехии. Также стоит отметить множество коммерчески успешных фильмов про индейцев, снятых киностудией DEFA в ГДР», – добавляет Сергей Хестанов.

Председатель совета директоров агентства «Р.И.М.» Игорь Писарский уверяет, что у проекта есть все шансы на успех. В первую очередь потому, что российское кино сейчас на подъеме: «В 2016 году посещаемость отечественных фильмов выросла в полтора раза. Этот процесс будет происходить и дальше, так как нация сейчас находится на волне патриотизма».

Напомним, впервые о проекте строительства кинокластера на Дону заговорили в 2015 году после прошедшего в Ростове международного фестиваля Bridge of Arts. Объем инвестиций в первую очередь проекта, по разным оценкам, составляет 3 млрд рублей. Запустить проект планируют уже в первом полугодии 2017 года.

Марина Романова