«Мне хочется в город, где есть большие возможности»

О том, как можно помочь детям аутистам, над чем смеется сегодня молодежь и какие проблемы ее волнуют, насколько устарела школьная программа и как приходится учить родителей правильно ставить ударение, о необходимости конструктивных дебатов между взрослыми и детьми рассказала Женя Демина, ученица 9 класса из Липецка, одна из участниц проектной смены «Городское пространство будущего для развития детей», которая сейчас проходит в Артеке.

Говорят, что в Артек нельзя попасть за деньги, только за какие-то достижения и заслуги. Как ты оказалась здесь?

- Я давно мечтала об Артеке, потому что это известный лагерь, с такой невероятной историей. Зимой я узнала, что АСИ проводит конкурс эссе на тему «Мое будущее. Дети, меняющие мир», а победители будут награждены путевками в Артек. Я написала эссе - и вот я здесь.

Как ты выбирала тему, и чему посвящено твое эссе?

- Я ездила в Питер на конференцию, и там представители центра «Антон тут рядом» рассказали нам о детях аутистах. Я раньше об этом ничего не слышала и даже не задумывалась, там впервые узнала, что есть такая проблема. Меня это заинтересовало, и я решила изучить тему на примере Липецкой области и написать о социализации и адаптация таких детей в обществе. У нас в школе оказывается есть такая девочка, и если честно, то на первый взгляд она ничем от других детей не отличается, может немного рассеянный взгляд. Я в интернете просмотрела информацию, как в Липецкой области решается эта проблема. Оказалось, что у нас такие дети тоже есть, но они никому не нужны и информации об этом почти никакой. Я только нашла интервью матери такого ребенка в одной из липецких газет.

Какое решение ты предложила?

- Я писала о том почему и как нужно помогать аутистам. Аутизм - это не столько болезнь, сколько особенность развития. Это не лечится, когда говорят – «попей таблеточек и тебе это поможет» - это все вранье. В качестве решения я предлагала создать комплексный центр помощи аутистам, главной задачей которого будет социализация таких детей, потому что они воспринимают мир совсем иначе. Для них, например, поездка в метро - это нагромождение звуков, странных цветов и белых масок вместо лиц. Поэтому в центре должно быть, прежде всего, общение с людьми и не только аутистами – преподавателями, волонтерами. 

Центр может решить проблему проживания ребенка, взять к себе, если по каким-то причинам он остался без родителей и близких людей. В интернате, куда обычно они попадают, его состояние усугубится, он не сможет справиться с этим и просто умрет. 

Еще одна проблема – это трудоустройство аутистов. Работодателям это не выгодно. У нас в Липецке я не знаю организаций или компаний, которые готовы взять на работу таких людей, потому что для них нужна совсем другая среда. А в таком центре может быть организовано какое-то производство, где под наблюдением преподавателей они будут делать продукцию, которую можно продавать.

А в городе кто-то узнал о твоем предложении, было где-то опубликовано твое эссе, ты это обсуждала с кем-то?

- Нет, я только рассказывала в школе в формате классного часа, что такая проблема существует, но у современной молодежи это вызывает только смех. Вообще, я не думала о том, что его можно где-то опубликовать, я просто отправила его на сайт АСИ.


Ты подняла такую серьезную проблему, изучила ее, предложила решение, а ее никто не услышал, не поддержал. Вообще, нужно ли детям заниматься взрослыми проблемами?

- Нужно. Возможно я была недостаточно настойчива в дальнейшем продвижении своей инициативы. Взрослые проблемы глазами ребенка – это совсем другое освещение. Если взрослый воспринимает какую-то проблему как-то несерьезно, но увидит ее глазами человека, который младше его, то на основе взаимных дебатов может созреть какое-то комплексное решение, которое удовлетворит и взрослых - в плане экономическом, и ребенка - в плане моральном и этическом.

В такой ситуации ребенок может почувствовать себя равноправным партнером, с которым считаются, к мнению которого прислушиваются. Он видит проблему и знает, как ее решать.

- Здесь многое еще зависит от самих детей, как они могут себя преподнести.

Какие ее есть проблемы в вашем прекрасном городе Липецке?

- Первое, что бросается в глаза - это огромная экологическая проблема. Во времена Перта I это был город-курорт, а в советские времена он стал город-завод. Когда был построен Новолипецкий металлургический комбинат (НМК), он обрастал бараками, высотками. Сегодня – это крупнейшее металлургическое предприятие страны, а экологическая ситуация из-за этого невероятно сложная. Планируют построить и другие заводы, например, стекольный. Когда сейчас выходишь на улицу и видишь налет непонятного вещества на листьях, подоконниках, стеклах – это не может не тревожить. Каждый раз я просыпаюсь и вижу такую картину на своем балконе.

Проблема образования в Липецке тоже острая. У нас много хороших школ, но если честно, когда проверки уезжают…

Вообще, нам не нравятся устаревшие учебники. Например, у меня был учебник девяностого года, наверное, по нему еще училась моя мама, а их до сих пор используют. Ладно, если бы это были учебники по математике, а то ведь, например, в учебнике экономической географии написано об экономическом сотрудничестве со странами ЕЭС – это не актуально.

Еще проблемы…

Это хорошо, что ты задумалась, может и не много проблем в Липецке. Ты планируешь в дальнейшем связать свою жизнь с родным городом?

- Нет. Мне кажется, что я хочу большего. Липецк – это индустриальный центр, в нем больше рабочих мест для мужчин. Женщины тоже работают, но это связано с тяжелым физическим трудом, я не вижу себя у доменной печи. У нас конечно есть и другие предприятия, но мне хочется в город, где есть большие возможности. Может быть, я когда -нибудь вернусь в Липецк, чтобы там что-то изменить, но продолжать образование в Липецке я точно не буду.

Чему ты учишься у родителей?

- Дети учатся у родителей буквально всему. Прежде всего, родители воспитывают меня в плане этики – как я должна себя вести, говорить, постоять за себя, уметь высказать свое мнение. И даже на уроке - отстоять свое мнение по поводу проблемы так, чтобы учитель не мог сказать «ты не прав, садись», чтобы он задумался. Родители – это важные люди в моей жизни.

Чему родители учатся у тебя?

Я, наверное, не могу изменить их характер, но сейчас я учу их правильно ставить ударение в словах. А вообще, они у меня продвинутые.

Что для тебя является источником знаний? Если это не школьная программа, то откуда получаешь знания?

- Я очень люблю старые книги. Если изучаю историю, предпочитаю мемуары известных людей, энциклопедии. Школьных учебников не хватает для глубоких знаний. Если я хочу узнать, что происходит в мире, я предпочитаю интернет – там можно найти разные точки зрения и сравнить информацию.


Что для тебя будущее?

- Это возможность себя реализовать, показать то, что ты умеешь, получить больше знаний, не останавливаться на одном предмете, например, получить диплом журналиста и работать в каком-нибудь липецком «Вестнике». Хочется учиться новому на протяжении всей жизни. Может быть уехать за границу, чтобы посмотреть, как там, чтобы привнести сюда.

Вчера вам рассказывали об Атласе новых профессий. Ты для себя уже выбрала профессию будущего? Ты что-то о них знаешь?

- Нет, я не знаю, кем хочу стать, но больше вижу себя в гуманитарной сфере. Я слышала о новых профессиях в IT-сфере, это люди, которые будут помогать девайсам и роботам, но я все же лирик, а не физик.

Женя, продолжи фразы.

Никогда не думала, что  попаду в Артек.

Родители всегда будут любить и заботиться о тебе и всегда будут с тобой.

Когда учителя высказывают свою точку зрения, нужно пропускать информацию через себя и производить новое.

Школьная программа устарела и нуждается в инновациях.