«Рельсы упрямо режут тайгу,
дерзко и прямо в зной и пургу,
Веселей, ребята, выпало нам
строить путь железный,
а короче – БАМ». 

Строчки неофициального гимна всех комсомольцев 70—80-х. Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших железных дорог в мире. Ее строили с перерывами с 1938 по 2003, из них 12 лет (с 5 апреля 1972 по 27 октября 1984) велось активное строительство, завершившееся соединением 2 частей магистрали. В 1974 этот проект был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, куда съезжалась лучшая молодежь со всей страны, а конкурс на участие в строительстве составлял 300 человек на место!

Сейчас на БАМе 200 станций, она пролегает через 60 городов и поселков. Больше половины пути (65%) проходит по районам вечной мерзлоты. БАМ пересекает 7 горных хребтов и более 3000 тысяч больших и малых рек, включая 11 крупных рек. Для начала вам достаточно цифр? Тогда расскажем о маршруте.

Строительство БАМа – настолько яркая и захватывающая история, что погружение в нее увлечет вас целиком, превратив время тура то в квест, то в экшн, то в фантастический фильм с путешествием на машине времени, то в лирическую мелодраму. Разные эпохи и регионы, климатические зоны и говоры, еда и традиции… На этом маршруте перед вами будто размотается лента времени и география страны.

Аэропорт Иркутска, столицы Восточной Сибири, станет для вас пересадочным пунктом: из него вы отправитесь на маленьком самолетике в Северобайкальск – и полетите над Байкалом! Знакомые по картам очертания великого озера вы увидите из иллюминатора, пролетев его от края до края. Только так, минута за минутой глядя на него сверху, понимаешь истинные размеры этого озера, которое часто называют морем.

Но не только виды Байкала впечатляют. Не оставит равнодушным вас и красота сибирской природы: могучие хребты, изумрудная тайга, филигрань поблескивающих темно-синих рек, искрящаяся «пудра» песчаных участков. Вы увидите Байкальский хребет – единственный в окружении этого озера, имеющий ледниковые «шапки». Они будут прямо под крылом вашего самолета. Скорее смотрите вниз! Приземляться вы будете над самым озером, наблюдая остров Ярки – северную границу Байкала. 

Сразу после приземления вас ждет первая встреча с БАМом – вы проедете вдоль него на автомобиле по дороге до Северобайкальска – города первостроителей магистрали и самого крупного населенного пункта на берегу Байкала.

В аутентичном кафе вы пообедаете блюдами сибирской кухни – знаменитыми буузами, салатом из черемши и папоротника (не пугайтесь! Это съедобно и очень вкусно!), пирожками с начинкой из брусники, клюквы, черники, а в чай вам добавят сушеные ягоды и травы, собранные на берегах озера. После обеда на автобусе доедете до стел «Мысовые тоннели», «Самая северная точка Байкала», откуда на скоростных катерах перейдете до лечебного термального источника Хакусы с минеральной горячей водой, расположенного в нетронутом диком месте посреди сибирской тайги.

От берега до источника вы пройдете по песчаной аллее, обрамлённой кедровым стлаником и лиственницей. «Бриллианты» источника здесь «огранены» деревянными настилами. Рядом есть место, где можно переодеться, а потом погрузиться в целительное тепло купальни, запоминая каждый миг состояния, когда блаженство растекается по всему телу. При желании потом еще можно попробовать другие ощущения в душе, где источник бьет прямо из скалы.  

По возвращении в Северобайкальск вас будет ждать праздничный ужин – сагудай, пельмени по-таежному, копченая рыба, чай с брусникой и медом. А потом – в поезд, ваше главное средство передвижения на несколько ближайших дней. Все, как у первостроителей, по следам которых вы отправляетесь! Продюсеры маршрута подробно расскажут вам о предстоящих приключениях, а потом – песни под гитару! 

Чарские пески

Рано утром вы прибудете на станцию Новая Чара, где и позавтракаете – распробуете сибирскую гранолу на кедровом молоке с вяленой черникой. Затем на внедорожниках поедете в село Чара, откуда отправитесь к Чарским пескам, – в самую северную пустыню в мире, памятник природы в окружении болот и листвиничной тайги. Пески протянулись здесь на 9 километров – больше ни в одной котловине Забайкалья нет таких движущихся сыпучих песков. Высота барханов достигает 80 метров, длина – 170. 

Вам сначала покажется, что вы неожиданно перенеслись в Египет и сейчас появятся караваны верблюдов. Но нет, вокруг – сибирские заснеженные горы, кедровый стланик, высокое небо и воздух с ароматом разнотравья с сосновыми нотками. Скорее разувайтесь – и бродить по этому переливающемуся золоту, чувствуя его нежные прикосновения. Перекатывайте в ладонях песчинки, как 45 миллионов лет здесь это делает ветер, шлифуя каждую песчаную молекулу со дна некогда плескавшегося здесь озера. Да-да, сейчас вы на дне древнего озера! Когда-то над местом, где сейчас стоите, было 250 метров воды и в нее сползали ледники с окрестных гор.

После ужина – снова в поезд, отправляющийся до Верхнезейска. В пути вы проведете весь следующий день. Продюсеры маршрута разработали интерактивную программу с лекциями и тематическими выходами на станциях, так что скучно не будет. Вы познакомитесь с историей строительства БАМа, географией регионов, по которым проходит маршрут, культурой и особенностями территорий. 

А вы знали, что БАМ неофициально звали «Трасса дружбы и братства»: её прокладывали люди 70 с лишним национальностей? Многие поселки и станции магистрали строились какой-то одной советской республикой, областью или городом. Москвичи, например, возводили Тынду, а жители Санкт-Петербурга – Северобайкальск (по путевкам Ленинградского обкома ВЛКСМ).

А в архитектуре и отделке вокзалов на станциях можно найти национальные черты почти всех 15 советских республик – туркменскую мозаику, грузинскую деревянную резьбу и чеканку, элементы казахской юрты, азербайджанские окна шебеке. Конкурс на место в стройотряде доходил до 300 человек на место! Это в десятки раз больше, чем на самые востребованные факультеты МГУ.

Удивительно, но БАМ – это не только история, но и современность. Например, один из самых сложных участков магистрали – Северо-Муйский тоннель длиной 15 343 метра – был сдан в эксплуатацию совсем недавно, в 2003 году, после 25 лет стройки! По протяженности он пятый в мире и самым длинный в России. А всего на магистрали пробито десять тоннелей. Самые длинные из них, кроме Северо-Муйского, Байкальский и Кодарский.

Дальний Восток

На четвертый день путешествия ваш поезд окажется уже на Дальнем Востоке – в Верхнезейске. Делайте глубокий вдох, чувствуйте запах дальневосточной тайги, слушайте тишину, ощущайте уединение. Правда же, хорошо? Сделайте несколько движений, чтобы размяться после поезда, и отправляйтесь на пристань, откуда стартует экскурсия по большому Зейскому водохранилищу на скоростных катерах.  

Это водохранилище образовано Зейской ГЭС и «разливается» на 227 километров в длину. Байкало-Амурская магистраль проходит вдоль его северного побережья и пересекает залив 1100-метровым мостом. Берега необычайно красивы: сопки подступают прямо к воде и покрыты хвойными лесами, в воду врезаются разноцветные скальные утесы, в некоторых местах открываются отмели с золотым песком – можно гулять, загорать и блаженствовать после поезда.

На одной из стоянок вас ждет пикник на открытом воздухе: кальмар с фунчозой, жареная рыба с овощами и морской капустой, зефир на агар-агаре с брусникой.

Во второй половине дня вы встретитесь с интересными людьми, которые расскажут вам о строительстве магистрали. За долгими душевными беседами вы узнаете, как формировались бригады, сколько предстояло сделать за день, какие рекорды устанавливали комсомольцы, как был устроен их быт здесь.

Вечером – снова в поезд. Весь следующий день вы проведете в дороге до Комсомольска-на-Амуре, продолжая участвовать в интерактивных квизах, слушая познавательные лекции, принимая участие в настольных играх, вкусно обедая и ужиная под стук колес и песни под гитару. Гитара – обязательный элемент быта комсомольца-БАМостроителя. Так что подпевайте!  

Комсомольск-на-Амуре

Пятидневное путешествие на поезде завершено! Это было здорово, но впереди – океан! В Комсомольске-на-Амуре, вы поселитесь в гостинице «Восход», пообедаете и пойдете на экскурсию по городу. Конечно, первое впечатление – великий Амур, вдоль которого построен город (15 километров – длина реки в городской черте). Лучшие виды на могучую реку открываются, разумеется, с набережной – с нее вы и начнете знакомство с этим местом. 

Город назван, разумеется, в честь комсомольцев-первостроителей – и здесь мы узнаем продолжение тех историй, что уже слышали о первостроителях по пути сюда. Кстати, неофициальное название Комсомольска-на-Амуре – «город юности» или «город на заре». На его улицах и площадях вы увидите много скульптур и деталей, напоминающих о комсомольских страницах его истории. Интересны для темы нашего маршрута экспозиции краеведческого музея: здесь есть изделиями из бересты, дерева, кости, коллекция гербариев, произведения искусства, плакаты, коллекция документов о строительстве города.

Южно-Сахалинск

В седьмой день вы перелетите в Южно-Сахалинск (да-да, вам предстоит еще один небольшой перелет), где разместитесь в гостинице, а потом отправитесь на экскурсию в бухту Тихая. Это одно из красивых мест на побережье, с двух краев обрамленное горами. Некоторые видят в них барельеф Пушкина, но вам вдохновение может подсказать совершенно иные образы. В центре бухты есть родник, а в гротах – халцедоновые и опаловые вкрапления.  

Причалив к берегу, вы сможете осторожно подняться на самый верх маяка, откуда открываются шикарные панорамы на Тихий океан. Вас будет приветствовать живущая здесь колония чаек и сильный морской ветер. Чувствуете себя героем приключенческого фильма? Пожалуй, это ощущение и есть главное, и не так уж важно, есть ли рядом камера и режиссер. Самые фантастические фильмы создает наше воображение!

После спуска с маяка у вас будет морской обед – с крабами и другими дарами моря прямо в этом невероятном месте. Соленые брызги – лучшая приправа, а десятки волн – лучший оркестр для сопровождения обеда.  

Утром следующего дня после завтрака вас отвезут в аэропорт. 

И вы еще долго-долго будете вспоминать это невероятное приключение: через тайгу, пустыню, степь к океану, – тысячи километров под стук колес и знакомства с удивительными интересными дружелюбными людьми и историей страны, которая жива, пока есть те, кто едет «за туманом и за запахом тайги».