Погружение в особое бурятское гостеприимство, соприкосновение с особенностями разных культур и конфессий, встреча с первозданной природой национальных парков, гастротуризм и wellness-практики - все это соединилось в семидневном маршруте «Бурятия в лицах. Энергия Байкала».

Выехав из аэропорта, вы сразу попадаете в объятия степи и окутанных дымкой таинственных Восточных Саян: горы занимают три четверти территории этого региона! Вдоль дорог тянутся поля картошки и деревянные деревенские домики с резными окошками, мелькает множество крыш буддистских храмов и ступ.

Иволгинский дацан

Знакомство с многоликой Бурятией начинается с поездки в Иволгинский дацан, главный буддистский храм России.

Буддизм стал одной из государственных религий России в XVIII веке, и к началу XX-го в Забайкалье его исповедовало почти всё проживающее здесь бурятское население. В 1930-х годах в ходе антирелигиозной кампании храмы в стране были закрыты, многие ламы арестованы и пропали в лагерях.

Лишь в самом конце Второй Мировой запрет на религию внезапно был снят, и буддисты получили разрешение на строительство нового дацана. Место для монастыря выделили в 40 км от города Верхнеудинска (Улан-Удэ) в селе Верхняя Иволга.

По рассказам, именно сюда пришла перед постройкой белая кобыла - как знак благословения. Первый храм на территории дацана появился в 1947 году.

Сейчас Иволгинский дацан - крупнейший буддийский монастырский комплекс в России: десять храмов (дуганов), резиденция лидера буддистов России Пандито Хамбо Ламы, единственный в России буддийский университет, библиотека, выставочный зал, жилые дома послушников, служебные помещения, оранжерея, музей и даже Галерея искусств народов Азии.

Паломники могут ненадолго и недорого остановиться в гостинице или летних гостевых домиках при дацане: здесь есть общая кухня, душевая со стиральной машиной, беседка для вечерних посиделок. При желании для вас могут растопить так называемую «бурятскую баню», где идет прогревание до самых костей с помощью сухого тепла и без использования воды. А для туристов предусмотрены сувенирные лавки и маленькое кафе c домашней бурятской кухней, где подают традиционные буузы.

Экскурсию по дацану проводит лама Радна. Сначала нужно совершить гороо - обход территории монастыря по часовой стрелке. По пути важно крутить по часовой стрелке молитвенные барабаны - хурдэ, внутрь которых помещены свитки с мантрами. Считается, что одно вращение молитвенного барабана (с чистыми помыслами) равносильно прочтению вслух 27 миллионов мантр.

Территория буддистского комплекса огромна. Здесь можно провести часа четыре, рассматривая каждое здание, особенно яркие и многоцветные дуганы - храмы в несколько этажей в китайско-тибетском стиле с резными крышами, загнутыми вверх по углам, и каждый посвящен отдельному божеству. Из-за суровых зим храмы имеют «прихожую», которая защищает помещения от холода. Вокруг неспешно ходят местные жители - ламы в тёмно-бордовых облачениях и бордово-желтых шапочках, они живут в скромных домиках.

На территории дацана находится главная буддийская святыня - тело Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова, который ушел в медитацию в 1927 году в возрасте 75 лет и больше не подавал признаков жизни, предварительно наказав своим ученикам открыть его могилу через 75 лет. Лама был похоронен в кедровом ящике, который в 2002 году подняли на поверхность. Это стало по-настоящему сенсацией: тело все так же находилось в позе лотоса и без признаков тлена! Кожа до сих пор сохраняет тепло, ногти и волосы - растут, суставы подвижны, позвоночник держит тело прямо, оно теряет в весе и иногда потеет. Как верят буддисты, лама Итигэлов ушел в нирвану и живет особой формой жизни. А что ученые? Они провели все необходимые исследования, но так и не нашли пока объяснения этому феномену.

Даши Доржо Итигэлов
(фото из Википедии)

Для сохранения «Драгоценного и Неиссякаемого» тела Хамбо Ламы построен специальный дворец, который может посетить любой, купив входной билет. Перед визитом важно внутренне подготовиться, находиться в спокойном и благожелательном настроении. Лама сидит в позе лотоса за стеклом, на возвышении по центру алтаря, чуть склонив голову, черты лица уже не так угадываются, но все равно внутри при виде тела нарастает трепет. Посетители останавливаются у постамента и ведут с ламой внутреннюю «беседу», каждый спрашивает о чем-то своем - говорят, многие находят ответы! Если вы ничего внутри себя не расслышали, то можно прикоснуться к мудрости ламы по-другому: каждый день в Фейсбуке настоятель дацана публикует мысли, который передает ему лама Итигэлов. 

Ставка Чингисхана

Буряты считают себя одними из потомков Чингисхана, знаменитого монгольского полководца XIII века. Он объединил разрозненные монгольские и тюркские племена и создал сильнейшую Монгольскую империю, а потом отправился с завоевательными походами в Китай, Среднюю Азию, на Кавказ и в Восточную Европу.

Вид с вершины сопки потрясающий - как на ладони лежит внизу огромное плато, на котором, как гласит легенда, Чингисхан выстраивал свои несметные войска и управлял ими: с высоты можно было пересчитать всех всадников, поскольку они строились сотнями.

Вид с сопки Ставка Чингисхана

Считается, что это лучшее место для медитации и сильная энергетическая зона, поэтому здесь традиционно проводят свои обряды бурятские шаманы.

Для обряда шаман надевает особую шапку и кожаные сапоги с загнутыми носами, а также специальный кафтан с поясом, к которому прикреплены различные трости, кнуты и другие атрибуты.

Обряд очищения, который проводят здесь для гостей, призван открыть жизненные дороги и пути и защитить от злых мыслей других. Для этого шаманы разводят костер и «кормят» духов местности молоком, молочной водкой и сладостями, окуривают каждого гостя можжевельником и при этом бьют в бубны. Звук бубна, тихая речь шаманов на бурятском языке, горящий костер и виды на долину производят завораживающее впечатление.

Особенно впечатляет обряд, когда его сопровождают горловое пение и игра на хомусе или лошадиной скрипке (моринхуре). Если повезет, можно услышать, как музыкант дует в длинный и прямой рог - урам, которым обычно охотники заманивают изюбря. Тогда появляется самый пронизывающий, низкий, почти потусторонний звук. 

Бурятский шаман

Старообрядцы 

Далее маршрут ведет нас в сторону деревни Десятниково и села Тарбагатай, где живут старообрядцы. Дорога к ним петляет вдоль реки Селенга, вверх по течению вдоль вереницы живописных сопок. Одно из самых известных «инстаграмных» мест в этих окрестностях - гора Омулевая, она же Спящий лев.

Место действительно похоже очертаниями на льва, чья голова с косматой гривой покоится на лапах, а тропинка наверх становится хвостом. Новая лестница ведет на вершину горы к смотровым площадкам, откуда открываются захватывающие виды на Селенгу. 

Старообрядцы - та часть русского населения, которая отказалась в 1662 году от нововведений реформы патриарха Никона, и по сей день продолжает придерживаться старой веры и бытового уклада.

За это их подвергали гонениям, многие были вынуждены бежать в Польшу и Белоруссию. В XVIII веке перед царским правительством встал вопрос о заселении Сибири и других недавно присоединённых отдалённых земель Российской империи.

В 1762 году Екатерина II издала указ о возвращении старообрядцев в Россию с предложением селиться в Сибири. Многих гнали силой: около 20 тысяч переселенцев в 1764 году прошли более 7000 км с конными обозами за Урал в сопровождении конвоя из казаков.

За приезжими закрепилось название «семейские», поскольку переселялись они целыми семьями. Им удалось сохранить культуру и традиции, веру, самобытную одежду, кухню, навыки росписи утвари. Обладая большим трудолюбием, семейские смогли обустроить под пашни пространства плохо освоенного тогда Забайкальского края. 

Сейчас около 120 тысяч жителей Забайкальского края относят себя к потомкам старообрядцев, но «чистых» семейских осталось лишь около 120 человек.

Деревня Десятниково - одна из тех, где сейчас живет большинство староверов. В 2016 году она попала в список самых красивых деревень России - и не просто так. Семейские деревни - это аккуратные ряды добротных деревянных домов по обеим сторонам улиц, с фасадами по красной линии, раскрашенные в разные цвета, с нарядными наличниками и узорами на ставнях. Дома разрисовывают не только снаружи, но и внутри - особой «домовой» росписью.

Гости уже почти 20 лет приезжают сюда познакомиться с бытом и культурой старообрядцев, а те отлично объединяют это с сельским туризмом: можно не только переодеться в традиционные костюмы, покататься в санях, поучаствовать в старинных обрядах и фольклорных представлениях с песнопениями, но и собирать ягоды, качать мед на пасеке, косить сено, копать картошку, гонять скот на пастбище. Особенно популярны катание на лошадях в телеге или санях, экскурсии по музеям и русская баня.

Остановиться на ночевку можно как в гостевых домах и старообрядческих усадьбах, так и прямо на сеновале! У расписных ворот одного из домов гостей встречают местные жительницы в национальных костюмах. В горнице у огромной печи уже накрыт традиционный семейский стол - это блюда с мясом, щи («шти»), соленые грибы и соленая рыба, каша, сало, самогон, а также множество вариантов изделий из теста - пироги с рыбой и капустой, с черёмухой, оладьи. Самое необычное - «семейский джем», жидкая халва, в которую полагается макать лепёшки. Многие рецепты сохранились с допетровской Руси, а готовится все из продуктов, выращенных самими старообрядцами.

После обеда - шуточный свадебный ритуал, в котором может поучаствовать любой, и выступление хора под гармонь. Многоголосное пение семейских считается уникальным и входит в список устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. Но приготовьтесь к длинному концерту - в каждой песне может быть от 50 до 100 куплетов, причем все сюжеты взяты из жизни!


Бурятские традиции в этнокомплексе
«Степной кочевник»

Знакомство с бытом местных жителей продолжается в этнокомплексе «Степной кочевник» неподалеку от бурятской деревни Ацагат в 50 км от Улан-Удэ.

Гостей встречают согласно бурятским традициям: песней, белой пищей - символом достатка и чистых помыслов - и вручением платка-хадака, символа гостеприимства бурятского народа. Экскурсия начинается со старинной юрты, где рассказывают, каким образом буряты раньше жили, когда не было ни света, ни батареек, как они так растили детей, какой в семье была иерархия. 

У юрт пасется верблюд Мартин - один из трех, обитающих здесь. Он очень ласковый, и всем, кто его гладит, кладет на плечи косматую голову. На ночь животных отпускают свободно бродить по территории, а днем с ними можно устроить фотосессию в национальных костюмах или прокатиться на них верхом.

Еще можно попробовать свои силы в стрельбе из лука, побывать на экскурсии в войлочной юрте-обсерватории, посвященной бурятским мифам и легендами, на экскурсии в бурятском доме, которому около 100 лет, и поучаствовать в мастер-классе по лепке бууз.

Особенно азартно все участвуют в бурятской народной игре в кости «Шагэй наадан», которая входит в список нематериальных сокровищ ЮНЕСКО. В подобную игру кочевники играют уже много веков, у нее есть более 30 вариантов. Раньше в Бурятии в каждом доме имелись кости. Их хранили в специально сшитых мешочках и коллекционировали. Согласно одному из вариантов игры, каждая грань косточки-кубика означает вид домашнего скота. Надо выбрасывать пять «кубиков» и смотреть: если кость выпала вогнутой стороной вверх – это «козел», а если наоборот - «овца», упала на бок ровной стороной - «лошадь», на бок резной стороной – «корова», а если встала «на попа» – «верблюд». Сколько «лошадей» выпало, на столько шагов вперед и двигается игровая фишка игрока. Очень сложно сдержать эмоции: болеешь за свою фигурку так, словно это настоящая лошадь!

Финальная часть программы - ужин по-бурятски. Помимо знаменитых вкуснейших бурятских пельменей бууз вам предложат бухлер - суп из баранины, где мясо подается отдельно на кости, а еще на столе будет нежный саламат (блюдо из смеси домашней сметаны и муки) и бурятская выпечка - лепешки боовы с пылу с жару, а также хушууры, похожие на чебуреки. Обязательно запейте «напитком кочевника» - алкогольным напитком на молочной сыворотке! 

Забайкальский национальный парк

Следующий день маршрута посвящен поездке в Забайкальский национальный парк на восточном побережье Байкала. Для этого надо проехать 140 км по отличной дороге вдоль больших и широких песчаных пляжей с мелкими заводями, летом здесь очень много отдыхающих! 

По пути не пропустите знаменитую скалу Черепаха. Легенд о камне ходит очень много, а самая популярная гласит, что очень давно на Байкале жила Большая Черепаха, которая охраняла белую жемчужину - оберег от зла. Некий Черный шаман очень хотел заполучить белую жемчужину и создал свою жемчужину из зла - черную. Черепаха смогла победить шамана, но при этом окаменела. Раз в год в ночь во время весеннего полнолуния она снова оживает.

Неподалеку от каменной рептилии расположились еще несколько живописных скал - Спящий лев, Динозавр, Окунь. У маяка на набережной поселка Турка вам откроется великолепный вид на горы Байкальского хребта и величественный силуэт острова Ольхон. Отсюда совсем рукой подать до старейшего в Забайкалье курорта - «Горячинска»!

Водолечебницы - предмет особой гордости Бурятии: бальнеологический туризм становится все более популярным, «на воды» можно приезжать хоть круглый год, и курорты развиваются очень быстро. В Бурятии есть несколько грязевых озер и более 300 минеральных и термальных источников - и все это в сочетании с восточно-тибетской медициной, свежим воздухом, чистейшей водой и экологическим питанием. 

Курорт «Горячинск» открыт с 1811 года: здесь лечат проблемы с кровообращением, болезни кожи, костей и мышц, нарушения нервной и мочеполовой систем. Песчаные пляжи Байкала, парк с вековыми соснами и кедрами, грязевые ванные и горячий источник с минеральной водой с глубины 450 метров - все вокруг творит чудеса! Кстати, доступ к минеральной воде здесь для всех свободный: на территории курорта стоит беседка с кранами, из которых можно набрать воды, а рядом установлены скамейки для тех, кто хочет погреть ноги в ручье.

А о природе этих мест вы узнаете в визит-центре «Заповедного Подлеморья». Сказочное название (от слов «земля подле моря», как называют Байкал местные) обозначает огромную территорию, которая объединяет Забайкальский национальный парк, Баргузинский заповедник и Фролихинский заказник.

Баргузинский заповедник возник в 1917 году и стал самым первым заповедником в России: тогда важно было сохранить и восстановить популяцию баргузинского соболя, самого ценного соболя в России. Остальные территории присоединились уже позже.

«Заповедное Подлеморье» - это белоснежные вершины гор, быстрые реки, высокогорные тундры и озера, термальные источники, чистейшие нетронутые пляжи вдоль Байкала, кедровая тайга. Здесь живет 40 видов млекопитающих и свыше 280 видов птиц. Среди здешних уникальных животных - баргузинский соболь, краснокнижный орлан-белохвост и нерпа.

Вам предстоит проехать по Чивыркуйскому перешейку, который разделяет акватории Чивыркуйского и Баргузинского заливов, преодолевая на УАЗиках огромные залитые водой ямы - здесь везде болота и небольшие озерца, где гнездятся многочисленные птицы. По перешейку тянется зона живописных дюн, поросших сосновым стланником. Это «Мягкая карга» - так здесь называют и саму грунтовую дорогу, и самый длинный песчаный пляж на Байкале. Конечно же, нельзя побывать на Байкале и не выйти «в море»: вас ждет путешествие на катере по Чивыркуйскому заливу в сторону бухты Змеевая мимо островов с птичьими колониями, живописных утесов и диких пляжей. Не забудьте покормить чаек - они провожают каждое судно в заливе.

В бухте находятся одни из самых известных на Байкале термальных источников. Выглядит весь комплекс как система мостков вокруг двух маленьких купелей, куда влезает не больше 4 человек одновременно. В одном из бассейнов вода около +30С градусов, в другом - около +45С, сначала с непривычки она довольно сильно обжигает, потом адаптируешься и наконец расслабляешься!

Все семь дней прохождения по маршруту вам будет интересно, ярко, необычно и вкусно!