На высокой горе посреди вепсских земель в деревне Ярославичи, окруженной еще такими же одиннадцатью деревеньками-старушками, стоит дом. С русской печкой, занавесками в цветочек и домоткаными ковриками на полу. В печке – чугунки, у стола – лавки, у дома – банька, что топится по-черному. Все как исстари повелось и дошло до наших дней.
По утрам в вепсских землях крадётся туман и рассыпается иней, а в больших печках-старожилах деревянных домов начинает свой танец огонь.Дом, в котором вы будете жить, начиная день по-вепсски, – с пареной репы в чугунках, сканцев с пшенной кашей, тоже особый. Несколько лет назад его купили режиссеры Анастасия Полухина и Илья Желтяков, приехавшие сюда на поиски натуры для съемок да так влюбились в здешние места, что захотели бывать тут чаще.
«Нужно-то немного – кефир, сметану, растительное масло, немного белой и ржаной муки для теста, раскатать. Подложить начинку, защипать, положить на противень, сверху смазать смешанными сметаной и яйцом для румяности, а готовые – растопленным маслом», – говорит она, доставая большой противень и ухват: готовить калитки будем в печи.
Первая достопримечательность этих мест – маяк на берегу Онеги.
Вторая достопримечательность сегодняшнего дня – деревня Курба с Музеем вепсского быта и его хозяйкой-смотрительницей Светланой Ивановной. «Когда еще в школе работала, начала вместе с учениками ходить в походы то за 80 километров, то за 100, в деревни, из которых уезжали и где оставались дома со всей обстановкой. Люди просто бросали все, брали какие-то личные вещи да телевизор, который стоил дорого, и навсегда уезжали. Мне же не хотелось, чтобы все эти вещи, через которые можно понять культуру вепсов, пропали. Поэтому мы собирали их с учениками, сортировали, подписывали на вепсском и русском. Так постепенно и сделали школьный краеведческий музей. По многим экспонатам видно, что ими до конца жизни в брошенном доме пользовались, например, чугунными утюгами, ухватами, туесками, прялками. Мне самой очень нравится характерная вепсская вышивка – обережная, красное на белом. Есть у меня даже экземпляр, одинаковый с обеих сторон, и при этом нигде ни узелка», – начинает свой рассказ Светлана Ивановна.
Третья местная достопримечательность – настоящая кузница в большом селе Винницы. На самом его краю живет знатный местный кузнец Григорий, огромный широкоплечий бородач. Кузнецы в деревнях сейчас большая редкость, так что встреча с Григорием – тот удивительный момент, о котором потом будет вспоминать с особой радостью.
Церковь Рождества Богородицы на Гиморецком погосте – в процессе реставрации, но даже под лесами можно разглядеть, насколько скрупулезно и с любовью она сделана.
Церковь же Дмитрия Мироточивого уже отреставрирована – благодаря местному подвижнику, рыбаку-промысловику Александру Александровичу. Впрочем, сам он из скромности умалчивает всю историю сохранения церкви на этом месте, а реставрационные работы представляет как нечто само собой совершившееся. Есть в этом и проявление местного характера: сдержанного, скрытого, без выпячивания себя и эмоций, – и преемственность от древних архитекторов, которые нигде не закрепили своих имен, оставив только вот такие результаты своего мастерства.
Вечерами тут принято ходить на бесёды. Для этого загляните к старосте местного куста деревень Галине Васильевне. «Свататься у вепсов принято ночью, часа в два-три. Почему? Так нехорошие силы не заметят. Да и даже если откажет девушка, никто не узнает: утром все проснулись – будто и не было ничего. Чтобы отказать, девушке достаточно было положить на стол мутовку – приспособление для сбивания масла, которая делалась из верхушки елки».
Так из разговоров, прогулок, десятков милых мелочей, благодаря душевным людям сложится ваша «сказка вепсского леса».