На высокой горе посреди вепсских земель в деревне Ярославичи, окруженной еще такими же одиннадцатью деревеньками-старушками, стоит дом. С русской печкой, занавесками в цветочек и домоткаными ковриками на полу. В печке – чугунки, у стола – лавки, у дома – банька, что топится по-черному. Все как исстари повелось и дошло до наших дней. 

Калитки

По утрам в вепсских землях крадётся туман и рассыпается иней, а в больших печках-старожилах деревянных домов начинает свой танец огонь.

Дом, в котором вы будете жить, начиная день по-вепсски, – с пареной репы в чугунках, сканцев с пшенной кашей, тоже особый. Несколько лет назад его купили режиссеры Анастасия Полухина и Илья Желтяков, приехавшие сюда на поиски натуры для съемок да так влюбились в здешние места, что захотели бывать тут чаще.

«Берите вот скалку и раскатывайте комки теста в лепешки, потом складывайте, одну за другой, как я, да подсыпайте ржаной муки. Калитки должны быть темными», – именно такими словами начнет учить своему мастерству приготовления выпечки Наталья Чудова, коренной вепс, показывая, как делать эти самые калитки – небольшие открытые пирожки с начинкой из картошки, пшена или творога.

Фото: А.Важенина

«Нужно-то немного – кефир, сметану, растительное масло, немного белой и ржаной муки для теста, раскатать. Подложить начинку, защипать, положить на противень, сверху смазать смешанными сметаной и яйцом для румяности, а готовые – растопленным маслом», – говорит она, доставая большой противень и ухват: готовить калитки будем в печи. 

– Пока же ждем, чтобы прогорели дрова, – добавляет хозяйка, помешивает кочергой. – Как нас с детства приучили, так и живем всю жизнь: все ровно ко времени делать, вот сегодня мы договорились на 7:30, так у меня все и готово должно быть к этому времени. Родители всегда говорили, что в воскресенье обязательно должна быть на столе домашняя стряпня – как бы ни хотелось иногда полениться, но непременно делала.

За разговорами и калитки румяные испекутся, и самовар поспеет, и кошка  хозяйская ко всем подластится.

Дед Василий-то дома? – спрашивает вышедшую хозяйку наш проводник.

В бане он, подождите немного.

Не испугаем человека, который после отдыха в бане выйдет? – интересуемся у проводника.

Его ничем не испугаешь, он же вепс, человек, умеющий с лесом договариваться. 

Минут через пять хозяин выносит на тарелке нарезанную большими кусками соленую рыбу.

– Знаю, что можно тонко нарезать, но я вепс, режу, как режется. 

Добавкой дает еще кусочки свежей.

– Делаете просто: картошку и рыбу в чугунок и в печку.

Что ж, вкусный ужин тоже будет. Но перед ним днями же вам здесь ездить – не переездить и ходить – не переходить. 

Фото: А.Важенина

Маяк Самбой

Первая достопримечательность этих мест – маяк на берегу Онеги. 

«Лавочку лучше оседлать, так удобнее ехать, в некоторых местах будете подпрыгивать», – советует проводник по землям северных вепсов Илья Желтяков, прерывая ненадолго свой рассказ о здешних краях. 

Скамейка, на которой он предлагает поупражняться в акробатике, закреплена на широкой платформе на колесах, которую тянет трактор. Только на таком транспорте здесь, в болотистой местности, можно добраться от нормальной дороги до места, откуда начинается путь к заброшенному маяку. «Что ж, любите поглядеть на мир, как птицы, полюбите и передвижения верхом на лавке», – улыбается он. 

Ехать недолго, два с половиной километра, минут пятнадцать по кочкам да оврагам. Потом чуть-чуть пешком по тропинкам, через болота – и вот оно, штормящее Онежское озеро – Онего, как уважительно зовут его местные жители. А вдалеке цель – маяк Самбой на мысе Чейнаволок, самой восточной точке Ленинградской области.

Собранный из рельсов, он поднимается на 23 метра, его макушка стилизована под «буденовку», на самом верху которой – звездочка. 40 минут прогулки по побережью, 97 ступенек двух лестниц, – и вы наверху! Пару кругов по обзорной площадке – и ощущение, что паришь над озером.

«Привал!» – пытается перекрикнуть громкий ветер Илья. Железный выступ превраращается в «барную стойку», где появляются гастрономические дары, сделанные с любовью: пирожки с яйцом и луком, пончики с повидлом, пирог с рябиновым вареньем и чай из термоса – пора согреться, чтобы подольше чувствовать себя чайками над Онегой.

Фото: А.Короб

Вторая достопримечательность сегодняшнего дня – деревня Курба с Музеем вепсского быта и его хозяйкой-смотрительницей Светланой Ивановной.

«Когда еще в школе работала, начала вместе с учениками ходить в походы то за 80 километров, то за 100, в деревни, из которых уезжали и где оставались дома со всей обстановкой. Люди просто бросали все, брали какие-то личные вещи да телевизор, который стоил дорого, и навсегда уезжали. Мне же не хотелось, чтобы все эти вещи, через которые можно понять культуру вепсов, пропали. Поэтому мы собирали их с учениками, сортировали, подписывали на вепсском и русском. Так постепенно и сделали школьный краеведческий музей. По многим экспонатам видно, что ими до конца жизни в брошенном доме пользовались, например, чугунными утюгами, ухватами, туесками, прялками. Мне самой очень нравится характерная вепсская вышивка – обережная, красное на белом. Есть у меня даже экземпляр, одинаковый с обеих сторон, и при этом нигде ни узелка», – начинает свой рассказ Светлана Ивановна.

Фото: А.Важенина

Кузница в Винницах

Третья местная достопримечательность – настоящая кузница в большом селе Винницы. На самом его краю живет знатный местный кузнец Григорий, огромный широкоплечий бородач. Кузнецы в деревнях сейчас большая редкость, так что встреча с Григорием – тот удивительный момент, о котором потом будет вспоминать с особой радостью.

Деревянные церкви

Вепсские земли богаты на наследие деревянного зодчества. Церковь Георгия Победоносца на Юксовском погосте в деревне Родионово – самая старая деревянная церковь России из тех, которые никогда не переносились на другое место. Ее хранитель – послушник монастыря Александра Свирского Олег Михайлович. Он любит побеседовать с гостями не только о высоком, но и на самые разные темы.
«Надо учить себя думать, постоянно думать. Это самая большая роскошь. Лишайте себя готовых вещей и решений, которые предлагает цивилизация. Да, сейчас многое можно, но не многое полезно. Думайте, тогда в вашей жизни сохранится ваш собственный смысл, вы будете в здравом рассудке и принимать здравые решения».

Фото: А.Короб

Русский Север

Церковь Рождества Богородицы на Гиморецком погосте – в процессе реставрации, но даже под лесами можно разглядеть, насколько скрупулезно и с любовью она сделана. 

Церковь же Дмитрия Мироточивого уже отреставрирована – благодаря местному подвижнику, рыбаку-промысловику Александру Александровичу. Впрочем, сам он из скромности умалчивает всю историю сохранения церкви на этом месте, а реставрационные работы представляет как нечто само собой совершившееся. Есть в этом и проявление местного характера: сдержанного, скрытого, без выпячивания себя и эмоций, – и преемственность от древних архитекторов, которые нигде не закрепили своих имен, оставив только вот такие результаты своего мастерства.  

«Сколько всего мы с этим храмом пережили. И перенести его хотели, и отреставрировать по-современному. Но все-таки отстояли его для себя. И реставрацию сделали исторически правдиво. Например, раньше бересту использовали как гидроизоляцию, это учли. Храмы раньше строили лет по 40-50, всем миром. Лес для них заготавливали на севере, за 100 километров, там древесина плотнее. Возили зимой по льду. И вы только посмотрите, как искусно мастера топором владели! Сколько таланта вкладывали – и ради веры в Бога, и чтобы потомкам радовало глаз». 

Александр Александрович – рыбак-промысловик с 20-летним стажем, почти каждый день выходит на Онего. В своем уютном доме он с семьей угостит вас ухой и налимом в сметане под рыбацкие байки.

Фото: А.Важенина

Вепсская бесёда

Вечерами тут принято ходить на бесёды. Для этого загляните к старосте местного куста деревень Галине Васильевне.

«Свататься у вепсов принято ночью, часа в два-три. Почему? Так нехорошие силы не заметят. Да и даже если откажет девушка, никто не узнает: утром все проснулись – будто и не было ничего. Чтобы отказать, девушке достаточно было положить на стол мутовку – приспособление для сбивания масла, которая делалась из верхушки елки».

Историю про сватовство она любит рассказывать больше всего. А еще с ней можно долго разговаривать о необычном вепсском языке.

«Сложный язык, сложный. Мы с мужем говорим между собой. Дети понимают, но не говорят. Прилагательных в нем мало, что отражает характер вепсов – они не очень-то любят показывать эмоции. А это, в свою очередь, связано с их образом жизни: когда живешь в лесу, общаешься с ним, каждое свое слово надо контролировать».  

Так из разговоров, прогулок, десятков милых мелочей, благодаря душевным людям сложится ваша «сказка вепсского леса».