Поиск /Регистрация

Российские компании плохо адаптированы к внедрению новых технологий

20 Ноября 2018

В российских компаниях недостаточно адаптированы процессы закупки и применения технологий разного уровня зрелости, затянуты сроки принятия управленческих решений, отсутствуют механизмы рисковых инвестиций, а также опыт создания корпоративных фондов или взаимодействия с внешними венчурными фондами. Об этом свидетельствуют результаты опроса корпораций, представленного на стратегической сессии АСИ по разработке стандарта внедрения технологий и инноваций в крупных публичных и государственных компаниях.

Некоторые компании частично используют успешные практики поиска и внедрения новых технологий - выделяют подразделения для управления инновациями, организуют централизованную систему управления инновациями, но при этом редко применяют механизмы вознаграждения ключевых участников инновационных деятельности.

Опрос показал, что в России наблюдается нехватка успешных практик развития внутреннего предпринимательства.

Как отметила заместитель генерального директора «Соллерс» (Sollers) Зоя Каика, попытки стимулировать инновации через стандартные бизнес-процессы внутри компании «зачастую не приносят результатов в связи с приоритезацией существующих операционных задач бизнеса, а также неприятием риска отрицательных результатов пилотных проектов». Это приводит к тому, что в компаниях не формируются успешный опыт и процедуры, необходимые для быстрого запуска инноваций.

«Когда корпоративная культура не готова к быстрой перестройке под инновации, правильное решение - поиск внешнего партнера, который будет помогать отбирать технологии, запускать пилотные проекты», - считает Зоя Каика.

Значение корпоративной культуры для создания инновационной среды внутри компании отметила исполнительный директор S7 TechLab Дженифер Трелевич. «Инновации получаются только тогда, когда есть живое общение между сотрудниками. Если вы думаете, что получите инновации, когда соберете в одной комнате группу программистов, но в их работе не будут участвовать представители от других бизнес-подразделений, то вы ошибаетесь», - заявила она.

Еще одна проблемная зона - взаимодействие корпораций с технологическими компаниями. Это подтверждают результаты опроса более 250 российских стартапов. Почти каждый пятый из них испытывает трудности при взаимодействии с крупным бизнесом. Среди ключевых проблем: низкий уровень координации между подразделениями корпораций, длительность процессов согласования, негибкость закупочных процедур и оформления договорных отношений.

Директор центра стратегических инноваций «Ростелекома» Алексей Трачук предлагает делать ставку на повышение эффективности корпоративной системы управления инновациями, важными элементами которой, по мнению эксперта, являются «единый подход к исследованиям и разработкам, корпоративный венчурный фонд, акселерационные программы и внутренние порталы идей».

Выявленные в ходе исследования корпоративные практики инновационной деятельности сгруппированы по 5 ключевым блокам: целеполагание и методики поиска идей и технологий, формирование операционной модели управления инновациями, выстраивание системы мотивации, создание корпоративной культуры и взаимодействие компании с внешней средой и внешними инновациями.

Справка

Анализом лучших практик и разработкой стандарта занимается специально сформированная экспертная группа, состоящая из представителей институтов развития, профильных экспертов, а также крупных российских и международных корпораций, внедряющих новые технологии и заинтересованных в дальнейшем повышении собственной эффективности. В работе над документом принимает участие более 60 организаций.

Стандарт внедрения технологий и инноваций в крупных частных и государственных компаниях разработают до конца 2018 года участники консорциума Агентства стратегических инициатив (АСИ), ПАО «Сбербанк», ООО «ВЭБ Инновации», Фонда «Сколково», Российской венчурной компании (РВК) и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Документ будет содержать рекомендации по выстраиванию бизнес-процессов работы с внешними инновациями, а также другим мерам, направленным на повышение эффективности работы крупных компаний и формирование комфортной бизнес-среды внедрения новых технологий и решений.

Текст: Валерия Лакшевич, Никита Голубев | Редакция сайта АСИ
Вверх