Руководство по созданию общественных пространств университетов подготовлено Центром городских компетенций Агентства стратегических инициатив. «Для студенческого сообщества важнейшим является наличие доступного, комфортного и привлекательного общественного пространства, в котором происходит коллективное взаимодействие. В правильно спроектированном общественном пространстве непрерывно происходит социальный и экономический обмен, встречаются друзья и смешиваются разные культуры», - говорится в документе.
В качестве примеров таких пространств в документе указываются межуниверситетское общественное пространство в Томске, новое городское общественное пространства Гарварда, культурное пространство университета Тохоку, зонирование библиотеки университета Carnegie Mellon в Пенсильвании и проект «Активация» в Вологде.
Ключевыми факторами, характеризующими хорошее общественное пространство, создатели руководства называют его доступность и связанность, комфорт и облик места, многофункциональность, а также ощущение безопасности и дружелюбности.
Разработчики документа предлагают «метод плейсмейкинга» для создания общественных пространств. Метод предполагает улучшение качества пространств таким образом, чтобы они «способствовали взаимодействию людей и развитию здоровой, социально насыщенной и экономически устойчивой жизни городских сообществ».
Создание общественного пространства в университете делится на пять этапов:
Выбирая место, авторы руководства советуют применять «правило десяти» - «у хорошего места должно быть как минимум десять причин остаться в нем, или десять способов провести в нем время». В документе говорится, что это правило «является инструментом, позволяющим городским сообществам критически оценивать точки притяжения в своих кварталах и городах». Главными заинтересованными сторонами в создании таких пространств являются руководство университета, местные органы власти, общественные и студенческие организации, представители малого и среднего бизнеса, профильные эксперты.
На этапе оценки пространства необходимо определить его сильные и слабые стороны, установить существующие сценарии использования места и оценить пространственный контекст. Собранная информация в дальнейшем может стать основой для ее использования в воркшопе по оценке места по четырем критериям: общительность, многофункциональность, доступность и связанность, комфорт и облик места. Принять участие в воркшопе могут представители местных органов власти, студенческих и общественных объединений, бизнеса, собственников и арендаторов земельных участков. Они проводят игры по оценке места, групповые обсуждения и презентации групп, после чего заинтересованным сторонам рассказывают итоги прошедших дискуссий.
После этого оформляется документ по формированию видения пространства, включающий в себя постановку целей, определение того, как и кем будет использоваться общественное место, описание предполагаемого характера пространства и комплексный план активации городского пространства.
«Хорошие общественные места не случаются в одночасье, и людям не нужно иметь все ответы в самом начале, чтобы начать преобразование среды. Смысл заключается в том, чтобы помочь пространству расти постепенно путем реализации и оценки краткосрочных проектов», - говорится в руководстве.
На четвертом этапе начинается воплощение концепции в жизнь, основными элементами проектов быстрых изменений являются уличная мебель, малые архитектурные формы (скульптуры, инсталляции), зеленые насаждения. Для реализации проектов необходимо их согласование с администрацией, идентификация источников финансирования, сбор материальной базы, а также запуск кампании в СМИ и соцсетях, закуп и монтаж объектов.
Последний этап предполагает проведение повторной оценки пространства, полевое наблюдение за использованием пространства в течение нескольких недель и опрос пользователей общественного места.
СПРАВКА