Песков назвал барьеры для технологического развития системы высшего образования России

Основным барьером для технологического совершенствования российской системы высшего образования является ее замкнутость. Об этом 1 октября заявил спецпредставитель президента по цифровому и технологическому развитию, директор направления «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков на образовательной конференции EdCrunch.

По его словам, проблемы возникают в случае, если образовательные программы вузов не продаются в других странах. «Главное, что мешает – то, что мы к миру относимся как к источнику новаций, но мы не воспринимаем его как площадку нашей победы, заработка и экспансии. Второе – отсутствие независимых систем оценки результата. В программах правительства Москвы, в региональных центрах, в вузах есть независимая цифровая оценка результата? Нет, она появляется тогда, когда с вами мировые лидеры делают что-то вместе и оценивают это», - сказал Дмитрий Песков.

Спецпредставитель президента напомнил, что коммуникация страны с миром сейчас происходит через посредников-экспертов из других государств, которые участвуют в различных конференциях. «Лидеры действуют по-другому. Почему мы стали мировыми лидерами в WorldSkills? Мы не пытались придумать свое, мы вначале изучили все, что лучше всех делают все страны, а потом сделали совместные программы с их ведущими экспертами и каждый год на разных соревнованиях подтверждали свой уровень и его растили. Тогда это приводит к итоговому блестящему результату», - подчеркнул Дмитрий Песков.

Он также отметил избыточное регулирование деятельности вузов. «С одной стороны, нам нужны цифровые стандарты, которые бы обновлялись в онлайне, но с другой – мы не готовы немедленно распространить их на 100% жителей страны, которые приходят в систему образования. Пока мы вынуждены одновременно держать аналоговую систему отчетности и создавать цифровую. Таким образом, вместо снижения нагрузки на преподавателей происходит увеличение», - подчеркнул спецпредставитель президента.

Отвечая на вопрос, существует ли граница цифровизации высшего образования, Песков заявил, что их еще нужно определить. При этом он подчеркнул, что технологически она не существует, но при этом нужно понять, где граница между «человеческим и технологическим, приватностью и безопасностью».

Говоря о развитии высшего образования, Дмитрий Песков привел два сценария: «каннибалистический», при котором «несколько ведущих университетов создают онлайн-платформы и фактически «вымывают» ядро региональных университетов». Другой предусматривает несколько возможностей для эволюции вузов, которые отражены в нацпроектах. «Это цифровизация, то есть снижение своих издержек и повышение эффективности; преобразование вуза в институт, который учится зарабатывать средства и выходит на устойчивую траекторию за счет программ допобразования на региональном рынке. Это экспорт образования, обучение зарубежных студентов и конкуренция на мировом поле», - сообщил Дмитрий Песков.