Форсайт-Флот 2013: Содержательные итоги и ключевые выводы

Более 500 представителей бизнеса, власти и образования, молодых ученых, студентов и владельцев стартапов участвовали в форсайт-сессиях по наиболее актуальным для России темам во время Форсайт-Флота 2013

Форсайт-Флот был организован Агентством стратегических инициатив (АСИ) и Российским управленческим сообществом (РУС) в партнерстве с Российской венчурной компанией (РВК).


Представляем основные содержательные итоги коллективной работы:

ФОРСАЙТ «ОБРАЗОВАНИЕ-2030» 

В рамках форсайт-сессии по будущему российского образования обсуждались четыре основных направления образовательного сектора: детские образовательные сервисы, школьное образование, высшее образование и система дополнительного образования. 

Павел Лукша

Общие тренды, которые влияют на развитие системы образования: 
  1. Фактор ИКТ: рост онлайн-решений в образовании и развитие смешанной педагогики, комбинирующей онлайн и оффлайн обучение.

  2. Глобализация: распространение глобальных требований к работникам образования и стандартам подготовки, приход международных провайдеров образования на российский рынок.

  3. Рост несистемного образования и появление в сфере несистемного образования новых системных решений.

  4. Увеличение игровой компоненты в образовании (образовательные игры начинают играть важную роль на всех уровнях подготовки).

  5. Рост индивидуализации и персонализация образовательных траекторий.

  6. Рост внимания к физической и психологической безопасности образовательных решений, особенно в сфере образования для детей. 
Согласно выводам форсайта, в области системного образования (школа / вуз) будут происходить следующие процессы: 
  • Уже в ближайшие 7-10 лет систему образования ожидает реальная конкуренция с независимыми и международными провайдерами образования (особенно на уровне высшего образования, где российские вузы будут конкурировать с проектами «университета для миллиарда», который делает топ-10 мировых университетов).

  • Будет происходить дальнейшая сегментация и расслоение образовательной системы, увеличение разрыва между «элитными» и «отстающими» учебными учреждениями, вплоть до возникновения школ и вузов, выполняющих преимущественно социальную роль «институтов призрения», «камер хранения для детей».

  • Будет происходить постепенный выход государства из образовательной сферы с сохранением двух функций: o удержание «базового уровня» (в логике социальной безопасности) o поддержка ограниченного числа «точек прорыва» в системе образования (которые зависят от экономическо-политической стратегии государства).

  • Российская система образования сможет удерживать свои позиции только в том случае, если произойдет кадровое обновление: появление новых преподавателей (в первую очередь – владеющих современными образовательными технологиями), новых управленцев учебными учреждениями, а также компетентных заказчиков (родителей и работодателей). 
В области несистемного образования (образовательные сервисы для детей и взрослых) будут идти следующие процессы:
  • Развитие Lego-образования («человек, собери себя сам»), в котором человек сможет полностью собрать свою траекторию базового и профессионального образования и быть конкурентным даже без посещения школ и вузов.

  • Взрывной рост рынка образовательных сервисов (новые формы и новое содержание), который связан с несколькими условиями, в т.ч.:

    - отсутствие «политики сдерживания» (неразумных ограничений на новые образовательные сервисы) со стороны государства; 

    - развитие «компетентных заказчиков» (родители, работодатели, сами учащиеся); 

    - развитие институциональной инфраструктуры образовательного рынка (например, появление национального поисковика по онлайн-курсам) в форме государственно-частных партнерств. 

ВЫВОДЫ О НЕОБХОДИМЫХ ШАГАХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

Антонина Цицулина

Детские образовательные сервисы и школьное образование 

  1. Необходимо активно способствовать развитию «компетентного» родительства. Возрастает потребность в сервисах, обеспечивающих подготовку родителей к воспитанию детей и к эффективному детско-родительскому взаимодействию, в связи с явными недостатками и рисками текущей ситуации, когда родители действуют на основе сложившихся стереотипов, не учитывающих сегодняшних и завтрашних изменений. Кроме этого, «компетентные» родители могут стать серьезной силой, способной повлиять на развитие в позитивную сторону содержания и организации школьной подготовки. Необходимо оказать поддержку существующим и стимулировать создание новых программ подготовки для родителей (включая системы обмена опытом, тьюторства и пр.) с целью активного вовлечения родителей в процессы школьного самоуправления. 

  2. Действие образовательных продуктов (особенно софта, онлайн-решений и гаджетов) на ускорение или торможение развития детей зачастую непредсказуемо и может привести к необратимым последствиям. Уже сейчас необходимо начинать работу по разработке нормативной базы и институциональной инфраструктуры, создающей баланс между безопасностью детей и развитием рынка образовательных сервисов: обеспечивающей необходимый уровень психологической и физической безопасности детей, но не создающей существенных барьеров для развития инновационных продуктов.

  3. «Детский город». Детское образование в мире и в России будет все больше интегрироваться в городскую среду: детские площадки и парки будут служить не только физической активности и развлечениям, но и образовательным целям, заводы и офисы будут превращаться в интерактивные музеи и детские мастерские, будут созданы детские навигаторы для комфортного путешествия детей по городу (в т.ч. слой в автомобильных навигационных картах). В ближайшие годы в России должны быть запущены первые пилотные проекты создания полноценных городских сред, комфортных и развивающих для детей и семей, с привлечением специалистов по урбанистике, образованию, детской и семейной психологии.

  4. Образование для детей с особыми потребностями (в т.ч. детей-инвалидов и детей-аутистов) станет важной областью развития образовательных инноваций, в том числе с применением ИКТ и биотехнологий. Отдельное и крайне перспективное направление - коррекционные сервисы и сервисы для особых детей, позволяющие не только ускоренно и эффективно способствовать коррекции и развитию детей с особенностями развития, но и осуществлять комплексный мониторинг показателей развития и заблаговременно предупреждать возможные риски. Кроме этого, необходимо широко тиражировать в России передовой опыт инклюзивного образования.

  5. Онлайн-педагогика должна массово появиться в школах и интегрироваться с традиционной школой. В России остро нужны специалисты по онлайн-педагогике, и необходимо срочно запустить массовую подготовку таких специалистов. Кроме этого, должны создаваться распределенные педагогические коллективы, в которых педагоги ведущих школ смогут удаленно работать для сельских / малых школ (для успешного запуска такой модели необходимо проработать способы оплаты труда удаленных педагогов, в т.ч. межшкольных расчетов и грантовой поддержки).

  6. МВА для директоров школ. Новые программы подготовки управленцев школ могут быть организованы по образцу программ подготовки менеджеров с использованием передовых практик бизнес-образования (в т.ч. бизнес-симуляторы, проектное обучение и пр.) и с учетом специфики образовательного сектора. В качестве варианта: может быть реализована программа обучения 100 директоров ведущих школ в нескольких пилотных регионах в формате «Топ-100». 
Высшее образование и образование для взрослых 

Иван Засурский
  1. Тотальная прозрачность вузовского образования – условие выживания в конкурентной борьбе вузов с глобальными провайдерами образования, приходящими на национальный рынок. В дополнение к существующим инициативам по внедрению антиплагиата («давление сверху») в ближайшие 5-10 лет в России должны быть сформированы механизмы «давления сбоку»: «пиринговые» (peer-to-peer) системы оценки курсовых и дипломных работ, а также онлайн-рейтинги преподавателей высшей школы. 

  2. Прозрачность результатов, полученных в ходе обучения, будет повышена через внедрение электронных дипломов с фиксацией всех работ и экзаменов в электронном виде, а в перспективе - создания профиля компетенций как замены трудовой книжки.

  3. Итоговые экзамены по специальности должны быть «оторваны» от вузов, предоставляющих образование, по принципу внешнего аудита («те кто учит – не оценивает результаты своей деятельности»).

  4. Централизованная закупка государством доступа к международным цифровым библиотекам (журналы, книги, данные) и мотивация / мониторинг использования материалов этих библиотек в образовательном и научном процессе – позволят выявить вузы с потенциалом интеграции в мировой образовательно-научный контекст.

  5. Создание национального поисковика по российскому и международному образовательному контенту (в партнерстве или на базе одной из ведущих поисковых систем).

  6. Создание стимулов для широкого внедрения обучения по контракту с работодателем (в сфере высшего и дополнительного профессионального образования), включая изменения в трудовом законодательстве.

  7. Создание страховой системы (по модели КАСКО – страхование ответственности за некачественное образование) для стимулирования повышения качества образовательных программ в дополнительном образовании. 

ФОРСАЙТ КОМПЕТЕНЦИЙ 

Основным драйвером развития в сфере общепрофессиональных компетенций становится распространение глобальных производственных и управленческих стандартов. Влияние глобальных экономических трендов и смена технологий в производстве, проектировании и управлении приводит к изменению в характере деятельности и размытию границ рабочих задач таких на первый взгляд разных типов специалистов, как инженеры, управленцы и рабочие. 

Будут возникать новые гибридные типы специалистов, т.к. новые технологии требуют все более комбинированных, межотраслевых и междисциплинарных управленческих и технологических компетенций. Такие изменения уже происходят в развитых странах и начинают активно набирать обороты в развивающихся, предлагая конкурентоспособные производства и кадры на мировой рынок. 

В большинстве отраслей России существует ситуация «застывания» управленческих и производственных технологий на уровне достижений периода СССР. «Осовременивание» содержания профессиональной подготовки является важнейшим фактором повышения производительности труда и возврата конкурентных позиций несырьевым отраслям экономики. 

Александр Русинов, Алексей Ситников

Рекомендованные приоритетные изменения в области профессиональной подготовки на основе выводов Форсайта компетенций 2030: 

1. Общие рекомендации к изменению содержания профессиональной подготовки
  • Проведение «большой чистки» программ профессиональной подготовки от содержания, связанного с устаревшим оборудованием и технологиями.

  • Переход к «живым» стандартам, формируемым из актуальной производственной практики. В режиме пилотных региональных проектов нужно заменить ФГОС и федеральные профессиональные стандарты на глобальные модели компетенций (по образцу WorldSkills) в тех отраслях, которые требуют постоянного обновления технологий и встроены в глобальную производственную практику.

  • Развитие пилотных программ дуального образования для глобальных компаний, инвестирующих в глубокую локализацию производства в России, и российских компаний, существенно модернизирующих свою производственную базу.

  • Реализация программы поддержки мастеров производственного обучения, способных работать по мировым профессиональным стандартам, и создание общероссийского открытого реестра таких мастеров 
2. Реорганизация стандарта подготовки современных инженеров 

Стандарт должен включать:
  • основы системной инженерии (в программах подготовки большинства инженерных и технологических вузов); 
  • основы управления продуктом на полном жизненном цикле o теория и практикумы по ТРИЗ (в программах подготовки инженерных специалистов); 
  • в дополнение к общему курсу экономики – курс по проектированию и внедрению проектов с учетом целевой себестоимости; o основы модели бережливого производства (lean manufacturing) 
Разворачивание стандарта должно осуществляться в два этапа – сначала (в ближайшие 3 года) в ведущих инженерных вузах, а также в виде программ подготовки «инженеров-преподавателей» по новым направлениям, а далее – массовое внедрение в инженерных вузах России. 

3. Реорганизация программ подготовки экономистов и управленцев 
  • В систему подготовки экономистов и управленцев должны быть введены в качестве обязательных o основы системной инженерии (для неинженерных специальностей); курсы по современным и перспективным отраслевым и кросс-отраслевым технологиям. 
  • В рамках подготовки экономистов и управленцев должна быть реализована технологическая практика (как практика на реальных заводах, в т.ч. на низовых рабочих позициях, так и работа с технологическими и производственными симуляторами) 
4. Изменение системы подготовки по рабочим специальностям: 
  • Обучение основам «бережливого производства» (организация рабочего места и пр.), начиная с уроков труда в школе;

  • Трансляция лучших практик ЧТПЗ (программы подготовки для цеха «высота 239») на программы подготовки рабочих по всей стране: «ядром» подготовки, универсальным для всех специальностей, должны быть английский язык, физкультура и история;

  • «Профессиональные» роты: синхронизация программ обучения в колледжах по приоритетным специальностям со специализацией в армии;

  • Широкое применение бизнес-симуляторов для формирования у рабочих представлений о технологии производства и системе управления на предприятии. 
5. Рекомендации к созданию системы подготовки ремесленников
  • Государственное стимулирование массового обучения ремеслу в школах и колледжах в двух логиках: обучение традиционным ремеслам и развитие научно-технического творчества учащихся.

  • Перезапуск традиционных ремесел через новые технологии (включая возможность производства традиционных изделий новыми методами – например, 3D-печать копии ремесленной поделки в центрах коллективного пользования или фаб-лабах).

  • Стимулирование самозанятости через обучение ремесленным специальностям нового поколения и формирование базовых навыков продвижения продукта. В рамках государственных программ поддержки малого и среднего бизнеса – смена модели с прямой поддержки на поддержку получения компетенций (включая ремесленные). 

ФОРСАЙТЫ «ГОРОД 3.0.» И «ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО & ГОРОДСКОЕ ИСКУССТВО» 

Предметной областью двух обозначенных выше сессий была выработка представлений о будущем города как совокупности пространств, совокупности деятельности на территории (производство, отдых, и пр.) и совокупности горожан. 

Сергей Градировский

Можно обозначить 6 наиболее ярких и интересных трендов, определяющих развитие городов: 
  • Первый тренд: поиск новых функций городами в глобальном разделении предназначений (миссии).
     
  • Второй тренд: увеличение частоты изменений пространства, отношений, среды и человека на порядки (напр. «Лего-ЖКХ»: становление мобильной городской инфраструктуры с высокой адаптивностью, в т.ч. умные энергетические сети, беспроводные телекоммуникации, канализация замкнутого цикла и пр.). 

  • Третий тренд: рост экологичности деятельности, быта и пространства.

  • Четвертый тренд: становление горожанина как глобального субъекта.

  • Пятый тренд: повсеместное проникновение цифровых решений (оцифровывание пространства, деятельности и персональных данных).

  • Шестой тренд: «искусство везде!», конвергенция искусства и других видов деятельности. 

При всей важности и, без преувеличения, позитивности обозначенных трендов, они таят в себе целый ряд угроз, которые можно сформулировать следующим образом:
  • разрыв региональной и городской повестки, в связи с чем может происходить существенное расслоение в качестве жизни и общественных процессах между городами и окружающими их территориями, а в перспективе - анклавизация;

  • тотальное вымирание городов, не нашедших своего предназначения (началось уже сейчас и может стать реальной угрозой для страны в течение 10-20 лет);

  • на дальнем горизонте – появление «однокнопочных горожан», деградация и потеря компетентности либо по причине отсутствия занятости, либо по причине создания идеальных условий существования. Как результат - становление «Нового Средневековья». 
Николай Новичков

Для преодоления выявленных угроз и формирования желаемого образа будущего предлагаются в актуальную повестку следующие проекты и политики : 
  1. Объединение городских сообществ для выработки и реализации миссии (предназначения) города (город-завод, город-музей, город-фестиваль, город здоровья и др.) для жителей, людей приезжающих в гости и для всего окружающего мира

  2. Развитие городских пространств как достопримечательностей, точек общения и интеграции горожан, а также точек притяжения людей из других городов и регионов

  3. Превращение городов в геосоциальные сети достопримечательностей (в т.ч. с возможностью развития городских игр на их основе)

  4. Всесторонняя поддержка искусства как деятельности по развитию, формированию и, по большому счету, продолжению жизни городов

  5. Становление городов как пространств для роста продолжительности жизни до 100-120 лет (за счет повышения экологичности, снижения уровня стресса, новых практик здравоохранения и др.). 

ФОРСАЙТ ПРЕВЕНТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ 

Превентивная медицина – новая модель здравоохранения, в которой акцент делается на прогнозировании угроз здоровью либо раннем обнаружении болезни (в т.ч. за счет современных методов генетической диагностики) – и за счет этого, предотвращения значительной части тяжелых и социально значимых заболеваний до их выхода в острую стадию. 

Олег Гринько

1. Форсайт превентивной медицины опирается на тренд повышения продолжительности жизни до 100-120 лет. Однако вопрос стоит не в простом увеличении продолжительности жизни, а о сохранении осмысленной жизни до 120 лет, жизни, при которой человек сможет сохранять физическое и психическое здоровье, активную социальную и культурную позицию. Была выделена сильная угроза технократически-потребительского тренда, в котором потребительское отношение к медицинским услугам при развитии автоматизации и цифровых решений приводит к потере человеком власти над собой (техносреда становится «хозяином» здоровья людей). В ходе форсайта проявился конкурентный тренд: стремление к сохранению человеком позиции хозяина себя и своего тела, принятия культуры ответственности за свое тело, принятия тела как условия активной, долгой и счастливой жизни. В пределе этот тренд можно назвать трендом на «осмысленность жизни». Более того, именно в конкуренции с трендом техно-потребительства впервые появляется реальный вызов для человека стать своим собственным хозяином. 

2. Превентивная медицина, опираясь на ценность, которая касается каждого – здоровье, - в долгосрочном горизонте может стать одним из механизмов общественного самоуправления. В модели управления здоровьем необходимо постепенно переходить с «внешнего» управления (медицинскими учреждениями и фармакомпаниями) на самоуправления. Важную роль в здравоохранении будут играть семья и сообщества, которые формируют и стимулируют здоровый образ жизни. Эта новая для социальных структур функция вызовет изменения в организации самих социальных структур. Вместе с возрастанием роли семьи, функции семьи и семейные принципы организации будут распространяться на сообщества – появятся сообщества, организованные по семейному принципу. Роль родителя станет более значимой в обществе, что приведет с одной стороны к большей ответственности родителей, закрепленной в том числе законодательно, а с другой к расширению «родительских прав» (например, выплачивание части налогов детьми напрямую родителям по достижении ими нетрудоспособного возраста). Можно ожидать превращение семьи в «элитный институт». 

3. Здоровый образ жизни невозможен в отрыве от культуры, поддерживающей «привычку к здоровью» и поощряющей здоровое поведение. Освоение норм и правил здоровой жизни в значительной мере происходит через систему образования детей и взрослых. Поэтому уже сейчас наблюдается и далее будет усиливаться конвергенция здравоохранения, образования и культуры. 

4. Деинституционализация здравоохранения, конвергенция образования-здравоохранения-культуры, занятие самим человеком активной позиции по отношению к своему здоровью – все это потребует другой организации медицины – переходу к сообществам практик сетевого типа, в которых разрабатываются и применяются различные практики поддержания здоровья, в т.ч. на основе передовых научных достижений. 

5. В перспективе распространение моделей превентивной медицины в обществе может способствовать пересмотру принципов организации человеческой (общественной и индивидуальной) жизни. Этот запрос, выходящий за рамки здравоохранения, связан с поиском неэкономических принципов организации и управления жизнью. С позиции здорового образа жизни, требование на организацию любой деятельности состоит в том, чтобы в ходе этой деятельности происходило приращение здоровья человека (минимально – оно не ухудшалось). Здоровье при этом рассматривается как физическое, так и душевное, как индивидуальное, так и коллективное. Иными словами: работа, питание, общение, перемещение в пространстве – любая наша деятельность может быть переосмыслена (и перестроена) с учетом ее воздействия на здоровье, а любая «патогенетическая» (снижающая здоровье) деятельность должна быть убрана или заменена на более здоровую. Технологические возможности для такой перестройки есть уже сейчас. 
6. Эта модель может быть реализована на основе «принципа 3-х П» (превентивность, проактивность и проективность):
  • Превентивность - в основу частного предпринимательства, гос. управления и при описании личной жизнедеятельности закладываются принципы недопущения причинения ущерба здоровью, как наиболее весомые и значимые. 

  • Проактивность – каждый гражданин в любой общественной позиции (бизнес, гос.управление, соц.сфера и др.) принимает на себя персональную ответственность за последствия для здоровья – своё и окружающих, – в результате своих повседневных действий.

  • Проективность - состояние здоровья и условия сохранения здоровья в окружающей среде рассматриваются как базовый элемент проектирования всех видов социальной и хозяйственно финансовой деятельности. Финансовые модели бизнеса строятся на основе долгосрочных моделей создания условий сохранения здоровья территорий и личности (в том числе: расчет проектов в полном жизненном цикле с учетом расходов на регенерацию и воспроизводство природных ресурсов).
7. Для начала работы по созданию модели превентивной медицины важно уже сегодня запустить базовые процессы: 
  • создать профессиональные сообщества практик, способные формировать мультидисциплинарную, транспрофессиональную экспертизу и обеспечивать интересы граждан в сфере самоуправления здоровьем и качеством жизни;

  • разработать новые социально ответственные модели и форматы бизнеса в сфере диагностики и коррекции здоровья и обеспечения здоровья пространств и территорий жизни;

  • сформировать государственную концепцию и стратегию в сфере превентивной медицины;

  • создать концепцию здравоохранного поведения в сфере предпринимательской деятельности, госуправления и исполнения гражданских обязанностей и реализации гражданских прав.

  • принять закон о формировании поддержке норм и практик здравоохранного поведения. 

ФОРСАЙТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

Основные выводы: 

1. Определяющим фактором (и граничным условием) развития российской экономики в ближайшие 20 лет будет её место в глобальном разделении труда, в т.ч. содержание её экспорта (культурного, технологического, производственного), адаптация к глобальным производственным стандартам – с учетом трансформаций глобальной экономической модели.

2. Главным глобальным вызовом для российской экономики является уже начавшая пересборка модели глобальной экономики и реализация в конце 2010-х – начале 2020-х гг. подлинно пост-индустриальной экономики на новом технологическом базисе. 

Владимир Княгинин

Ключевые тренды, определяющие новую глобальную модель: 
  • переход «в цифру» процессов проектирования, управления производством и распределением товаров и услуг;

  •  интеллектуализация систем производства и вытеснение человека из сферы физического и рутинного интеллектуального труда роботами и интеллектуальными системами;

  • возникновение и распространение эффективных технологий локального производства энергии и товаров (в т.ч. 3D-печать, малая энергетика и др.)

  • переход от иерахического управления (большими потоками ресурсов и продуктов) к сетевому управлению (потоками технологической и культурной информации)

  • распространение инструментов новой финансовой архитектуры, поддерживающей новые модели организации экономики (в т.ч. развитие «экономики заслуг» и моделей репутационного капитала; появление значимых эмитентов, независимых от национальных государств; развитие инвестиционных моделей в сфере человеческого капитала, и др.). 

3. Особенности организации новой (пост-индустриальной) экономики: 
  • Основным объектом торговли в экономике нового типа являются цифровые модели (напр. модели объектов для 3D-печати). Физическое расположение центров производства в этой экономике теряет важность, поскольку производство становится локальным, а перемещаются в основном информация и люди.
  • Ключевыми группами специалистов для экономического развития будущего при этом становятся те, кто придумывает продукт и может организовать работу других по его созданию и реализации, и те, кто способен собственно создавать продукт в областях ИТ, биотехнологиях, энергетике, программировании роботов, промышленном и потребительском дизайне и т.д.
  • Ключевым конкурентным преимуществом в экономике нового типа будет способность к решению нетиповых управленческих и производственных задач, к созданию и продвижению оригинальных (высококастомизированных) продуктов и услуг.
  • Одним из основных субъектов экономического развития становятся сообщества практики, участники которых способны верифицировать, стандартизировать и внедрять предлагаемые уникальные решения. 
4. На дальнем горизонте основным вызовом для России и глобального сообщества является радикальное изменение наших представления о культурных нормах и этических основаниях вследствие распространения новых технологий. В частности, происходящая на наших глазах революция в области наук о жизни (в т.ч. в генетике и нейрофизиологии) и в информационных науках в течение жизни одного поколения может создать явления сверх-высокой продолжительности жизни, синтетической жизни, людей-киборгов, искусственных личностей человеческого уровня – и многие другие (пока фантастические, но уже довольно близкие к реализации) технологические решения. 

Системам общественного управления потребуется стать более гибкими, чтобы найти ответы на вызовы происходящей технологической революции – поскольку запрет на распространение технологий будет вести к потере конкурентного преимущества отдельной территории, а не к снижению скорости технологического прогресса как такового. 

Дмитрий Песков, Евгений Кузнецов, Андрей Никитин

Смена модели потребительской экономики: 

1. Важные тренды, действующие в рамках существующей технологической потребительской экономики в ближайшие 10-15 лет (при переходе экономики к новому технологическому базису эти тренды модифицируются, но не исчезнут): 
  • Ключевым трендом развития производственных систем является перевод престижных товаров в массовые и значительное количество инновационных решений для организации такого перевода.

  • Происходит переход от массовых дешевых решений к индивидуальным с акцентом на личные потребности клиента. Как следствие: модели индивидуализации распространяются во всех отраслях (напр. создание индивидуальной энергетики, индивидуальных лекарств и т.д.).

  • Потребление нового ускоряется: сокращается цикл замены инновационных продуктов, а освоение новых продуктов требует обучения их использованию. Как следствие, потребление превращается в бесконечный эксперимент, потребляем новое, а не воспроизводим опыт. На рынке выигрывает тот, кто обеспечивает богатство и разнообразие экспериментов и обучающую поддержку экспериментаторов. Для сохранения конкурентности экономике нужны инженеры-проектировщики, имеющие компетенцию разработки моделей непрерывного обучения с использованием продукта.

  • Потребление в женской и детской модели. Мужской тип потребления предполагал доминирование визуальных форм, рациональных решений и игнорировал эмоциональную составляющую (ощущения, запахи и т.д.). Сейчас потребление осуществляется также на уровне эмоций и ощущений. Феминизация и права ребенка будут являться драйверами экономики 15-20 лет. Одновременно произошло признание эмоциональной стороны потребления и право потреблять неразумно.

  • Изменяется тип потребительского общества: потребитель получил колоссальные возможности участия в производстве и влиянии на него. Размер добавочной стоимость на этапе маркетинга будет возрастать, на этапе производства все больше снижаться. Одним из следствий этого является появляющаяся необходимость «реприватизации» персональных данных и идей пользователей, которые сейчас присваиваются и коммерциализируются глобальными корпорациями как «бесплатный» ресурс. 
2. Технологические решения (на стыке ИКТ и других отраслей), которые необходимо развивать в России для обеспечения конкурентного положения в новой экономике: 
  • передача, хранение и обработка данных о потребительском поведении (big data); 
  • создание цифрового слепка деятельности человека; 
  • инструменты коллаборации (организация пространства сотворчества); 
  • непосредственная передача опытов и чувств от человека к человеку («интернет эмоций» на основе нейроинтерфейсов); 
  • дистанционное полное присутствие (телепрезенс) в виде виртуального или искусственного тела; 
  • решения для управления распределенной локальной энергетикой («умные сети»); 
  • решения для автоматизированного управления распределенными транспортными потоками («умный транспорт»). 
3. Требования к новой среде для жизни и бизнеса: 
  • повышение транспортной связности внутри страны между агломерациями и внутри агломерации, снижение средней скорости транспортировки за счет адаптивной транспортной инфраструктуры;
  • развитие модульной и адаптивной архитектуры, 
  • повышение доступности ресурсов для предпринимательства (автоматизированные ресурсные центры). 
Смена модели государственного управления: 

В ближнем и среднем горизонте: 
  • Модель «открытого правительства» долгосрочно является условием выживания и развития государства. Государственное управление неизбежно будет развиваться в сторону повышения открытости и ответственности, с вовлечением общества в принятие решений.

  • Кооперация становится ключевой компетенцией. Конструктивное решение по взаимодействию государства и бизнеса – частно-государственное партнерство.

  • В среднесрочной перспективе (к началу 2020-х) ведущая государственная функция меняется с руководящей на модерирующую. Поэтому уже сейчас программы подготовки управленцев в сфере госуправления должны включать подготовку к компетенции модерирования и управления конфликтами («выслушивании» различных слоев общества и координации работы государства). 

В дальнем горизонте нужно быть готовыми к появлению «виртуальных стран», требующих новых моделей лояльности и гражданства, а также виртуального паспорта и технологий биоидентификации. Как следствие – уже сейчас государству нужно учиться управлять культурной идентичностью личности.