Нужны ли России молодые профессионалы?

Программу "Персона грата" ведёт Виталий Ушканов.

Многие нынешние названия и термины наши слушатели, особенно старшее поколение, воспринимают, я уверен, с большим трудом, просто потому, что звучат они диковинно и оттого непонятно. 

Вот, например, одно из направлений в работе Агентства стратегических инициатив, о котором мы не раз в нашей программе рассказывали, называется так – "Национальная система компетенции и квалификации". Или вот ещё «Форсайт компетенций 2030». То есть приблизительно понятно, о чём идёт речь, но хотелось бы узнать поточнее. 

Полная версия беседы - в аудиозаписи


Дмитрий ПесковДиректор направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков - желанная персона в студии "Радио России". 

Ради какого будущего делается ваш проект "Форсайт компетенций 2030"? 

Д. Песков: Здесь очень простая ситуация. Общество, которое способно выжить в 21 веке – это общество способное к глобальной конкуренции. Оно производит и экспортирует товары, которые востребованы на мировом рынке. Это основа. То есть чтобы у нас были деньги на культуру, историю, социальное обслуживание, должен быть экспорт. 

У России случилось чудо: последние 13 лет у нас были очень высокие цены на нефть и нефтепродукты. Но это чудо не будет продолжаться вечно. Если мы хотим сохранить своё место в мире, нам необходимо создать страну, которая умеет делать продукты и их продавать. Мы этого делать не умеем. 

Существует распространённое мнение, что профессионалов в нашей стране немного осталось, иначе с чего бы крупные компании приглашали на крупные позиции в менеджменте иностранных специалистов. Это ведь тоже не от хорошей жизни? 

Д. Песков: Да. Как сказал один очень уважаемый мною человек: "Люди в стране закончились". Я с ним в значительной степени согласен. Действительно у нас дичайший кадровый голод. В первую очередь он в качественных рабочих профессиях. Найти сегодня хорошего сварщика дико тяжело. 

И этот дефицит будет нарастать. Есть два ключа к решению этой проблемы. Во-первых, это обучение реально нужным навыкам, а не абстрактным менеджменту, экономике, юриспруденции, чему у нас учат массово. Во-вторых, это обучение взрослых, то есть переквалификация. Иначе страну ожидает дичайшая кадровая катастрофа. 

Кто сможет помочь переориентироваться человеку, выбрать новый дальнейший путь? 

Д. Песков: Вот здесь и возникают "Форсайт компетенции". Мы в ближайшие месяцы выпустим такой продукт, который ориентирован в первую очередь на родителей. Чтобы они понимали, какие профессии сегодня умирают и куда не надо отдавать детей, а какие профессии возникают и дико нужны стране, востребованы на рынке. 

Например, самое глупое, что можно сегодня сделать – отдать ребёнка учиться на экономиста или юриста. Очень глупо отдавать учиться на журналиста. Журналисты, как правило, обижаются, но потом соглашаются. 

А куда надо? 

Есть несколько нужных везде вещей – навыки IT и программирования. Если ваш ребёнок умеет программировать, не важно какую ещё специальность он имеет. Если он историк, если он музыкант, если он физик, если он биолог, учите его программировать и учите его математике. Стык этих дисциплин сейчас очень важен. 

Я наконец осмыслил ваше высказывание насчёт журналистов. Только не очень понимаю, а кто будет в средствах массовой информации работать? 

Д. Песков: Роботы. 

Хорошо, что я не доживу до этого времени. 

Д. Песков: Вы уже дожили. Это происходит сегодня. Например, в США прошли массовые сокращения в спортивной и биржевой журналистике, потому что выяснилось, что программы умеют писать статьи по анализу спортивных матчей и биржевых сводок лучше, чем среднего качества журналисты. 

Что нужно чтобы система компетенции работала? Нужно одобрение на самом высоком уровне? Вливания из бюджета? 

Д. Песков: Давайте я начну с того, что не нужно. Не нужны бюджетные вливания. Мы считаем, что они вредны. В России увеличение заработной платы ведёт к уменьшению производительности труда. Нужны синхронные усилия государства, бизнеса и общества. Это то, что мы за последние 20 лет разучились делать вообще. 

А роль общества в этом процессе какая? 

Д. Песков: Его роль проста. Если можно где-то можно не звать государство, нужно его не звать. Нужно от него отстать. 

Если университет и местная торговая палата могут договориться и сделать совместную системы подготовки кадров на региональном уровне, зачем им звать государство? Ну как же, деньги-то из бюджета всегда слаще… 

Д. Песков: А мы наоборот думаем, что они проклятые. Мы считаем, что существует понятие "проклятых денег", потому что за ними приходят проблемы. В стране есть большая каста людей, которая за последние 20 лет научились пилить госбюджеты. За это же время выросли люди, которые верят в страну и умеют договариваться друг с другом и делать важные проекты. 

Мы работаем со вторыми. Как агентство мы стараемся помогать гражданским и бизнес инициативам найти друг друга. Но нужно понимать, что бизнес, государство и общество больны примерно одинаково. Лечиться надо синхронно. Не получится вылечить только государство.