Агентство
Об агентстве
Новости
Наблюдательный и экспертный совет
Команда
Наши лидеры
Витрина проектов
Жизнь в Агентстве
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
О сайте
Лидерам
Подать проект на поддержку
Сервисы АСИ
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Сообщество инклюзивного бизнеса
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Международная программа «Классная страна»
Конкурс научной фантастики «Россия 2050»
Госуправленцам
Платформа лучших практик «Смартека»
Региональный дашборд
Национальный инвестиционный рейтинг
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Адаптация регионов к изменениям климата
Вовлечение молодежи в развитие региона
Развитие креативной экономики
Развитие гастрономической индустрии «ПроЕДУ по России!»
Атлас сервисно-инфраструктурных решений для городов
Международная программа «Классная страна»
Программа «Новая миссия городов»
Проект по возрождению объектов культурного наследия ПроНАСледие
Программа развития въездного туризма «Открой твою Россию»
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнерство с вузами
#страну_меняют_люди
Медиа
Пресс-служба
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Агентство
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Об агентстве
Команда
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
О сайте
Медиа
Медиа
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Смотрите также
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
#страну_меняют_люди
Лидерам
Лидерам
Подать проект на поддержку
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Тиражирование лучших практик (Смартека) →
Открытодлявсех.рф Сообщество инклюзивного бизнеса →
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Международная программа «Классная страна»
Открой свою Россию!
Развитие промышленного туризма →
Клуб продюсеров креативной экономики
Конкурс научной фантастики «Россия 2050»
Сервисы АСИ
Партнерам и экспертам
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнерство с вузами
Госуправленцам
Госуправленцам
Региональный дашборд →
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке» →
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Программа «Новая миссия городов»
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Развитие креативной экономики
Программа развития въездного туризма «Открой твою Россию!»
Проект по возрождению объектов культурного наследия ПроНАСледие
Развитие гастрономической индустрии «ПроЕДУ по России!»
Социально-экономическое проектирование
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Команда
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
О сайте
Медиа
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
#страну_меняют_люди
Лидерам
Подать проект на поддержку
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Тиражирование лучших практик (Смартека) →
Открытодлявсех.рф Сообщество инклюзивного бизнеса →
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Всероссийский проект «ТропаМИРоссии»
Международная программа «Классная страна»
Открой свою Россию!
Развитие промышленного туризма →
Клуб продюсеров креативной экономики
Конкурс научной фантастики «Россия 2050»
Сервисы АСИ
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнерство с вузами
Госуправленцам
Региональный дашборд →
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке» →
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Открытодлявсех.рф Сообщество инклюзивного бизнеса →
Региональные сервисные уполномоченные (РСУ)
Региональный социальный стандарт
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата»
Программа «Новая миссия городов»
Атлас сервисно-инфраструктурных решений для городов
Технологии и практики разработки проектов комплексного развития городской среды. Экспертное мнение
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Развитие креативной экономики
Клуб продюсеров
Программа сети развития креативных пространств
Региональный стандарт развития креативных индустрий
Программа развития въездного туризма «Открой твою Россию!»
Проект по возрождению объектов культурного наследия ПроНАСледие
Развитие гастрономической индустрии «ПроЕДУ по России!»
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040
Горизонт 2040. Белая книга
Загрузка...
АСИ ПОМОГАЕТ
Лидерам
Сообществам
Государству
АСИ ИНТЕРЕСУЕТСЯ
#третий_сектор
#дорожные_карты
#Лидерам
#Сообществам
#Государству
#инвестиционный_климат
#лучшие_практики
#наставничество
#энергетика
Все теги
АСИ РАЗВИВАЕТ
Качество жизни
Инвестиционный климат
Внутренний туризм
Доступную среду
Главная
Агентство
Новости АСИ
Ландшафт 1939-го
24 октября 2013
кадровое обеспечение
открытое образование
образование
производственные технологии
третий сектор
регионам
Лидерам
НКО
В Москве обсудили качество высшего профессионального образования, которое, как оказалось, недалеко ушло от сталинских времен.
Система высшего профессионального образования с трудом поддается переменам. К такому выводу пришли участники форума «Гарантии качества профессионального образования». Все сошлись на том, что систему образования менять надо, правда, разошлись во взглядах на то, какими методами. В Российской академии народного хозяйства и госслужбы в среду прошел форум «Гарантии качества профессионального образования».
Главный вывод, к которому пришли участники форума, - высшее образование необходимо менять, однако система настолько сопротивляется, что за прошедшие 20 лет изменений почти никаких нет. И даже переход на новые федеральные стандарты высшего профессионального образования на нее не повлиял.
«Недавно мы закончили исследование «Эволюция российского образования», в результате которого обнаружили, что структурно ландшафт российского образования был выстроен в 1939 году, - рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
Исак Фрумин
. - Он был сформирован тогда на 70%. Перемены начала 1990-х годов не изменили материнское ядро нашей системы. То, что было построено к 1939 году, было точно организованной системой. Тогда были развернутые дискуссии, связанные с самой природой плановой экономики. К примеру, нужно ли делать один текстильный институт или их должно быть несколько: институт текстильной промышленности из хлопка, отдельно из льна и т.д. Когда я рассказывал об этом президенту Массачусетского технологического института, он сказал, что это прекрасно выстроенная машина, жаль, что она не работала. Правда, нельзя сказать, что она не работала вообще».
Фрумин
считает, что изменения в системе образования вовсе не подразумевают простую смену профессий. «Очень долго наши институты путей сообщения набирали людей на специальность «паровозы», потом «тепловозы», затем «локомотивы». Вопрос состоит в том, будут ли они набирать в следующие годы на специальность «скоростные поезда».
Фактически вопрос о специализированной подготовке под конкретные рабочие места и о том, что надо менять в этой подготовке, и есть ключевой вопрос сегодня», - считает
Фрумин
. По его мнению, в нынешней системе в отношении образования сложились две позиции. «Одна - при которой высшее образование выполняет кадровое обеспечение экономики. Другая позиция сформулирована менее четко - мир меняется, человек несколько раз сменит профессию. Это значит, что ему не надо давать профессию? И это опять же ключевой вопрос - какая система подготовки будет нужна обществу с непланируемой экономикой», - считает
Фрумин
.
Однако если
Фрумин
считает, что нужно создать систему, которая готовила бы тех специалистов, которые нужны будут в меняющемся мире, то Министерство образования и науки уверено, что необходимо выстраивать такую систему, которая создавала бы конкретные компетенции для российской экономики.
Министерство на форуме представлял заместитель министра
Александр Климов
. Он рассказал о том, какая квалификация должна быть у выпускников вузов. В первую очередь их образование должно быть связано с отраслевыми программами в конкретных регионах.
В соответствии с ними и надо корректировать квалификации выпускников. А также надо понимать, какое количество выпускников той или иной квалификации необходимо российской экономике.
Климов
разделил систему высшего образования на три группы.
Первая группа
- это так называемый хвост - вузы, в которых нет образовательного процесса. Основной инструмент для изменения этой категории - мониторинг вузов, который позволит закрыть те учреждения, которые созданы для формальной выдачи диплома.
«В этом году будет много вузов с признаками неэффективности», - сказал
Климов
. Увеличение числа неэффективных вузов произойдет за счет того, что к мониторингу в этом году присоединились негосударственные вузы. «В этом году 103 вуза не приняли участие в мониторинге, по ним мы передаем документы в прокуратуру, потому что они нарушили законодательство», - сказал
Климов
.
Вторая группа
- вузы-«космонавты», входящие в группу лидеров, которые реализуют программы глобальной конкурентоспособности. Цель этих институтов - стать конкурентоспособными в мировом пространстве.
По предложению России агентство Quacquarelli Symonds в этом году впервые составит рейтинг лучших вузов стран БРИКС, куда могут войти и российские вузы. Пока же в рейтинге лучших вузов мира по версии QS единственный российский вуз - МГУ - занимает 120-е место.
Третья группа - это основная часть вузов, которые в основном готовят специалистов для экономики и социальной сферы.
«Мы понимаем, что необходимо приводить федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования в соответствие с меняющимися запросами экономики», - заявил замминистра. По его мнению, необходимо создавать базовые кафедры на предприятиях, где могли бы получать образование студенты. Также министерство считает необходимым развивать сетевые формы образования и электронное дистанционное обучение.
«Если человек окончил дистанционный курс экономики в Гарварде у нобелевского лауреата, то его образование должно учитываться без того, чтобы студенту приходилось пересдавать этот курс у себя в вузе», - заявил
Климов
.
По мнению директора Центра стратегических разработок «Северо-Запад»
Владимира Княгинина
, мир находится в смене парадигм научных исследований, наука начинает опираться на новую методологию. Еще двумя ключевыми изменениями системы образования являются переход к передовым производственным технологиям и технологизация образовательной деятельности.
По мнению
Княгинина
, именно эти факторы должны стать ключевыми при изменениях в сфере высшего образования. Федеральные образовательные стандарты высшего образования провалились. Переход к бакалавриату и магистратуре не смог создать систему, которая бы функционировала как на Западе - когда магистратура нужна только тем студентам, которые хотят заниматься наукой. Об этом также было заявлено на форуме.
«У нас был неудачный пример образовательных стандартов. Сейчас у нас идет тупиковый процесс внедрения профессиональных стандартов, после которых мы должны будем согласно государственной политике переделать образовательные стандарты. Этих моделей нет почти нигде в мире. Несколько лет мы потратим на это», - заявил
Дмитрий Песков
из Агентства стратегических инициатив.
По мнению
Пескова
, государство не способно обеспечить качество профессионального образования, при этом система образования не может изменить саму себя.
«Меры, которые принимаются сегодня с точки зрения содержания образования, отстали уже даже от того, от чего люди уже отказались.
К примеру, министерство говорит о важности развития электронного образования, о котором начали в России говорить еще с 1990-х годов, правда, с тех пор ничего не сделано», - добавил
Песков
.
Источник:
Газета.ру
Читайте также
11 июля 2025
В Москве стартовал Суперфинал по шахматам среди стран ШОС и БРИКС
10 июля 2025
АСИ и ВНИЦ объявили лидеров промышленного туризма в России по итогам 2024 года
10 июля 2025
Национальный инклюзивный договор стал доступнее благодаря переводу в цифру
9 июля 2025
Как цифровизация меняет правила игры - АСИ опубликовало исследование книжной отрасли
образование
международное сотрудничество
Сообществам
инвестиционный климат
промышленный туризм
Следующая статья
В Москве стартовал Суперфинал по шахматам среди стран ШОС и БРИКС