АСИ и ОНФ обозначили проблемы в реализации мер поддержки граждан и семей с детьми

Основные сложности, с которыми столкнулись россияне при попытке воспользоваться мерами поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), связаны с продлением действия банковских карт и удостоверений многодетных семей, получением отсрочки по платежам за кредиты, приостановкой начисления пени при задолженностях оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также с проблемами межведомственного взаимодействия и техническими сбоями в работе электронных систем. Об этом говорят результаты опроса о реализации мер поддержки гражданам и семьям с детьми, организованного Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

«Затруднение у граждан, которые пытались воспользоваться мерами поддержки, вызывало получение справки о доходах или доказательство снижения доходов. Из негосударственных мер поддержки основные жалобы связаны с окончанием срока действия банковских карт, на которые начисляются социальные пособия и пенсии», - говорится в результатах опроса.

Анонимный опрос проходил на портале ОНФ «Народный контроль» с 25 мая по 1 июня 2020 года. В нем приняли участие более 20 тыс. человек.

Главные выводы по мерам поддержки семей с детьми

  • Опрос показал, что меры поддержки для семей с детьми в большинстве случаев реализуются своевременно и в полной мере.
  • Выплаты на детей до трех лет получили 81,5% обратившихся родителей, выплатами на детей от 3 до 16 лет воспользовались 85% опрошенных семей, трудностей с получением почти не было. На 1 июня заявку на получение выплаты на детей малоимущих от 3 до 7 лет отправили 69% опрошенных и получили ее одобрение, но еще ждут данную выплату (окончательны срок наступает 20 июня).
  • Среди причин возникновения проблем с получением действующих мер поддержки: нарушение взаимодействия между органами власти, не достаточно оперативная информированность сотрудников органов власти, технические проблемы в работе цифровых платформ, отказы без объяснения причин, разночтения в формулировках (например, фраза «включительно» в отношении возраста).

Главные выводы по общим мерам поддержки граждан

  • На 1 июня половина обратившихся за поддержкой граждан получили меры поддержки вовремя и в полном объеме, 13% ожидали решения о предоставлении какой-либо меры. 14% граждан посчитали, что им положена мера поддержки, но они по каким-либо причинам ее не получили. Остальные затруднились ответить или не подходят под критерии предоставления меры поддержки.
  • При резком росте обращений граждан в государственные органы и учреждения объем нагрузки на сотрудников этих учреждений вырос в разы. Как следствие - граждан приходилось обслуживать быстрее и снижать качество консультирования и информирования.
  • Представители органов власти на местах нуждались в более оперативной информации, чтобы качественно проконсультировать граждан.
  • Многие сложности при получении мер поддержки связаны с техническими проблемами: сбои в работе специализированных порталов, сбои в передаче информации между ведомствами. В некоторых случаях требуемая услуга пока не оказывается онлайн.           
  • Сложнее всего гражданам оказалось получить отсрочки по платежам за кредиты.
  • В ряде случаев у граждан возникали проблемы во взаимодействии с банками по вопросам продления действия карт и получения кредитных каникул. Также гражданам не всегда приостанавливали начисление пени при задолженностях оплаты ЖКУ.  

Оформление больничного листа онлайн

4,5% опрошенных (то есть примерно каждый 22-й) пытались дистанционно оформить больничный лист на время карантина. Из них на 1 июня 68% смогли оформить больничный лист. У остальных возникли затруднения технического характера.

Продление документов с истекшим сроком действия

Из тех, у кого истек срок действия паспорта и водительских прав, 70% не испытывали затруднений.  Сложности возникали с продлением банковских карт, социальных карт, удостоверения многодетной семьи. В отношении продления действия банковских карт: у отдельных банков нет возможности продлить действие карты через мобильное приложение, карта блокируется автоматически, а для замены было необходимо физическое присутствие в отделении.

Приостановка начисления пени при задолженностях оплаты ЖКУ

50% из тех, у кого были задолженности по оплате ЖКУ, указали на начисление пени в марте-апреле 2020 года. Мера поддержки предполагала отмену начисления пени на время самоизоляции или карантина, но граждане иногда получали немотивированный отказ в предоставлении данной помощи, зачастую из-за отсутствия соответствующих инструкций у управляющих организаций.

Продление субсидии для малоимущих на оплату ЖКУ

Почти половине из тех, кто получал субсидию для малоимущих на оплату ЖКУ до 1 апреля 2020 года, субсидия была продлена автоматически. Среди причин непродления субсидии граждане называли невозможность собрать требуемые документы и накопившуюся задолженность платы за ЖКУ.

Кредитные каникулы

11% от всех опрошенных пытались оформить кредитные каникулы в банках, лишь у четверти (25%) из них это получилось. Вместо каникул некоторые банки оформляют рефинансирование, т.к. в ряде случаев данное предложение выгоднее для граждан. Также среди проблем: отсутствие возможности документально подтвердить снижение дохода, слишком низкий верхний предел кредитов, каникулы предоставляются при условии, что сам заявитель болеет COVID-19 и может подтвердить это документально.

Покупка лекарств онлайн

80% тех, кто попытался, благополучно купил все необходимые лекарства. 10,5% смогли купить лишь часть необходимых лекарств. Основные проблемы: отсутствие необходимых лекарств, отсутствие доставки в аптеках, необходимость заказывать рецептурные препараты, интернет-аптеки увеличили нижний порог заказа.