Основные сложности, с которыми столкнулись россияне при попытке воспользоваться мерами поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), связаны с продлением действия банковских карт и удостоверений многодетных семей, получением отсрочки по платежам за кредиты, приостановкой начисления пени при задолженностях оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также с проблемами межведомственного взаимодействия и техническими сбоями в работе электронных систем. Об этом говорят результаты опроса о реализации мер поддержки гражданам и семьям с детьми, организованного Общероссийским народным фронтом (ОНФ) и Агентством стратегических инициатив (АСИ).
«Затруднение у граждан, которые пытались воспользоваться мерами поддержки, вызывало получение справки о доходах или доказательство снижения доходов. Из негосударственных мер поддержки основные жалобы связаны с окончанием срока действия банковских карт, на которые начисляются социальные пособия и пенсии», - говорится в результатах опроса.
Анонимный опрос проходил на портале ОНФ «Народный контроль» с 25 мая по 1 июня 2020 года. В нем приняли участие более 20 тыс. человек.
4,5% опрошенных (то есть примерно каждый 22-й) пытались дистанционно оформить больничный лист на время карантина. Из них на 1 июня 68% смогли оформить больничный лист. У остальных возникли затруднения технического характера.
Из тех, у кого истек срок действия паспорта и водительских прав, 70% не испытывали затруднений. Сложности возникали с продлением банковских карт, социальных карт, удостоверения многодетной семьи. В отношении продления действия банковских карт: у отдельных банков нет возможности продлить действие карты через мобильное приложение, карта блокируется автоматически, а для замены было необходимо физическое присутствие в отделении.
50% из тех, у кого были задолженности по оплате ЖКУ, указали на начисление пени в марте-апреле 2020 года. Мера поддержки предполагала отмену начисления пени на время самоизоляции или карантина, но граждане иногда получали немотивированный отказ в предоставлении данной помощи, зачастую из-за отсутствия соответствующих инструкций у управляющих организаций.
Почти половине из тех, кто получал субсидию для малоимущих на оплату ЖКУ до 1 апреля 2020 года, субсидия была продлена автоматически. Среди причин непродления субсидии граждане называли невозможность собрать требуемые документы и накопившуюся задолженность платы за ЖКУ.
11% от всех опрошенных пытались оформить кредитные каникулы в банках, лишь у четверти (25%) из них это получилось. Вместо каникул некоторые банки оформляют рефинансирование, т.к. в ряде случаев данное предложение выгоднее для граждан. Также среди проблем: отсутствие возможности документально подтвердить снижение дохода, слишком низкий верхний предел кредитов, каникулы предоставляются при условии, что сам заявитель болеет COVID-19 и может подтвердить это документально.
80% тех, кто попытался, благополучно купил все необходимые лекарства. 10,5% смогли купить лишь часть необходимых лекарств. Основные проблемы: отсутствие необходимых лекарств, отсутствие доставки в аптеках, необходимость заказывать рецептурные препараты, интернет-аптеки увеличили нижний порог заказа.