Агентство
Об агентстве
Новости
Наблюдательный и экспертный совет
Команда
Наши лидеры
Жизнь в Агентстве
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
О сайте
Лидерам
Как получить поддержку своей инициативы? Гайд для лидеров
Подать проект на поддержку
Отбор практик «Технологии кадрового суверенитета»
Сервисы АСИ
Поддержка технологий и предпринимательства
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Путеводитель по маршрутам «Открой свою Россию»
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Истории успеха
Программа «Классная страна»
Программа «Туристические тропы России»
Сообщество инклюзивного бизнеса
Госуправленцам
Платформа лучших практик «Смартека»
Региональный дашборд
Национальный инвестиционный рейтинг
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Адаптация регионов к изменениям климата
Вовлечение молодежи в развитие региона
Программа «Классная страна»
Программа «Новая миссия городов»
Городское развитие. Экспертное мнение
Атлас сервисно-инфраструктурных решений
Программа «Туристические тропы России»
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040. Белая книга
Развитие креативной экономики
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнёрство с вузами
Партнерство для корпораций
Поддержка мероприятий
#страну_меняют_люди
Медиа
Пресс-служба
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Агентство
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Об агентстве
Команда
Жизнь в Агентстве
О сайте
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
Медиа
Медиа
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Лидерам
Лидерам
Подать проект на поддержку
Истории успеха
Сервисы АСИ
Инициативы АСИ
Инициативы АСИ
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Тиражирование лучших практик (Смартека)
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Гайд для лидеров
Смотрите также
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
Госуправленцам
Госуправленцам
Региональный дашборд
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке»
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Программа «Новая миссия городов»
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Социально-экономическое проектирование
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040. Белая книга
Развитие креативной экономики
Развитие креативной экономики
Сеть креативных пространств
Партнерам и экспертам
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнёрство с вузами
Партнерство для корпораций
Поддержка мероприятий
#страну_меняют_люди
Агентство
Наблюдательный и экспертный совет
Об агентстве
Команда
Жизнь в Агентстве
О сайте
Новости
Наши лидеры
Закупки
Контакты
Противодействие коррупции
Медиа
Медиа-материалы
Фото
Отчеты
Видеоархив
Библиотека
Лидерам
Подать проект на поддержку
Истории успеха
Сервисы АСИ
Инициативы АСИ
Поддержка проектов развития внутреннего туризма
Открой свою Россию!
Программа «Классная страна»
Программа «Туристические тропы России»
Развитие промышленного туризма
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Открыто для всех :: Сообщество инклюзивного бизнеса
Тиражирование лучших практик (Смартека)
Поддержка технологий и предпринимательства
Международное продвижение российских проектов (GoGlobal)
Гайд для лидеров
Смотрите также
Агентству стратегических инициатив - 10 лет!
Госуправленцам
Региональный дашборд
Платформа обмена лучшими практиками «Смартеке»
Национальный инвестиционный рейтинг
Инициативы АСИ
Национальная социальная инициатива (НСИ)
Рейтинг качества жизни
Национальная экологическая инициатива (НЭИ)
Проектно-образовательная программа «Адаптация регионов России к изменениям климата»
Программа «Новая миссия городов»
Атлас сервисно-инфраструктурных решений
Технологии и практики разработки проектов комплексного развития городской среды. Экспертное мнение
Вовлечение молодежи в социально-экономическое развитие региона
Социально-экономическое проектирование
Горизонт 2040. Белая книга
Развитие креативной экономики
Сеть креативных пространств
Партнерам и экспертам
Стать партнером или экспертом АСИ
Партнёрство с вузами
Партнерство для корпораций
Поддержка мероприятий
#страну_меняют_люди
Загрузка...
АСИ ПОМОГАЕТ
Лидерам
Сообществам
Государству
АСИ ИНТЕРЕСУЕТСЯ
#третий_сектор
#дорожные_карты
#Лидерам
#Сообществам
#Государству
#инвестиционный_климат
#лучшие_практики
#наставничество
#энергетика
Все теги
АСИ РАЗВИВАЕТ
Качество жизни
Инвестиционный климат
Внутренний туризм
Доступную среду
Главная
Агентство
Новости АСИ
Промкадры: Точки роста реальной экономики
27 ноября 2013
инновации
лучшие практики
наблюдательный совет
подготовка кадров
образование
переподготовка кадров
форсайт
worldskills
Обсудить проблемы подготовки кадров для индустрии 26 ноября в центре Digital October собрались гендиректора промышленных предприятий, руководители профильных министерств, преподаватели средних профессионально-технических и высших учебных заведений, главы HR-департаментов, директора по развитию, эксперты, журналисты.
В ходе пленарной дискуссии «Вызов времени: Кадровый вопрос» выступил директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив
Дмитрий Песков
. Представляем ключевые тезисы его выступления:
«Советский Союз был страной инженеров, и оттуда у нас в сознании остались очень сильные маркеры про системный подход, про целостность, про то, что мир представляет собой инженерную систему со стройной логикой. Мне кажется, одной из серьёзнейших причин провала образовательных реформ, которые были в стране - то, что их делали инженеры и люди с инженерным мышлением, которые верят, что если построить стройную и логичную систему, она будет работать.
Недавно на площадке Агентства
прошёл глобальный совет директоров WorldSkills International
. К нам приехали люди, которые управляют системой подготовки кадров для промышленности во всём мире, и мы провели с ними глобальный форсайт по будущему рабочих профессий. Сперва мы предложили им построить систему: какие будут профессии, как они будут встроены в полный цикл, какова тут логика системы, надсистемы, подсистемы и т.д.
На это нам сказали: «Да ерунда всё это. Мы реагируем на запросы рынка, появилась профессия, в которой: а) есть глобальный индустриальный партнёр, который заинтересован в продвижении, и б) минимум 10 стран, которые готовы провести соревнования по этой компетенции и внедрять её у себя на национальном уровне – всё, этого достаточно, мы это делаем. И никакой внутренней онтологии не существует, её нет, и мы принципиально не хотим эту онтологию строить».
Моё ощущение, что всё время пытаемся построить внутренне противоречивую систему. Не надо. Есть лучшая мировая практика – надо её брать и делать. Есть запрос от бизнеса – надо брать и делать. Надо преодолеть попытки выстроить систему и просто работать там, где можно и получается работать по мировым стандартам.
Понятно, как сделать по мировым стандартам в данной конкретной области – делайте. А выстроить национальную целостную систему подготовки кадров не получится. Потому что она по определению хаотическая, и во всём мире она хаотическая. Существует глубочайшая ошибка и заблуждение, что за систему подготовки кадров для промышленности должна отвечать система образования.
В странах мира, которые сейчас показывают наибольшую производительность труда и рост в этом, подготовка кадров является задачей развития экономики, а не задачей развития системы образования.
Задача системы образования – подготовить гражданина с системным мышлением, с гражданской позицией, но не конкретного специалиста для конкретного рабочего места, с конкретными компетенциями.
В странах с лучшими практиками, например, Великобритании, существует Department for Business, Innovation and Skills – это одно министерство, одна задача: развитие экономики, развитие инноваций и развитие навыков для этой инновационной экономики, это всё вместе связано и увязано через систему профстандартов, которыми это же министерство занимается в сотрудничестве с гильдиями, делящимися по отраслевому и региональному принципу.
С точки зрения компетенций, которые нужны для рынка, кадры для промышленности - это
три уровня
:
первый уровень
- это те, кто готов управлять системой,
второй уровень
– инженеры, и
третий
– рабочие профессии. По рабочим профессиям тоже уже есть понятные методики и тоже можно брать и делать.
Верхний уровень – образовательные структуры появляются, они будут расти и увеличиваться, а на уровне инженерии должна быть сделана одна простая вещь: нужно позволить бизнесу, который готов управлять системой подготовки кадров, управлять этой системой подготовки кадров.
Наша позиция очень простая – если бизнес инвестирует в систему образования, он обязан получить контроль над своими инвестициями. Контроль он может получить
двумя путями
.
Первый
- если это система СПО, то необходимо разработать механизм предоставления концессий для бизнеса, чтобы он получал в управление те СПО, которые уже абсолютно развалились, просто брать эту концессию, и делать.
Второй -
если это инвестиции в систему высшего образования, то механизма базовых кафедр недостаточно.
Мы считаем, что наблюдательные советы вузов должны быть преобразованы по аналогии с советами директоров компаний с госучастием, потому что, по большому счёту, это ровно эта же логика.
Если есть заказ бизнеса, то бизнес должен зайти в эти советы директоров. Но не слушать годовой отчёт ректора один раз, а работать в классической схеме для совета директоров, то есть, три комитета: комитет по стратегии, комитет по аудиту и комитет по кадрам и вознаграждениям.
Стратегия вуза должна приниматься советом директоров этого вуза с участием бизнеса, который должен иметь право голоса. Второе – комитет по аудиту должен иметь право аудита всех финансовых расходов этого вуза, и делать это публично и прозрачно, сейчас же это непублично и непрозрачно.
И третье – комитет по кадрам и вознаграждениям должен устанавливать уровень вознаграждения и системы мотивации для топ-менеджмента вузов, то есть, для ректора и проректоров. Этот простой инструмент (в случае если есть заинтересованный бизнес, который готов инвестировать в систему подготовки кадров) позволит готовить кадры под запросы этого бизнеса. Примерно такие шаги, как нам кажется, должны быть предприняты. При этом мы понимаем, что в стране есть демографическое сжатие, глобальная конкуренция и другие негативные процессы, которые приведут к тому, что дефицит кадров будет страшный.
Но у вузов при этом появляется уникальный шанс: основной бизнес будет на переподготовке кадров, на переподготовке взрослого населения. Это массовый процесс и массовый бизнес, который возникнет в ближайшие годы, и вузы должны научиться «перезатачиваться» с системы первого высшего образования, потому что к ним придёт вдвое меньше студентов, чем три года назад. У вузов высвобождаются огромные мощности, и нужно с первого высшего переключиться на ДПО или образование в течение всей жизни. Это переключение не должно быть автоматическим, а должно быть под контролем бизнеса. Тогда мы сможем распоряжаться ситуацией в условиях минимального количества ресурсов».
Комментируя выступление
Дмитрия Пескова
, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации
Александр Соболев
отметил:
«Очень важно понимать роль регулятора и его возможности. Обычно под Министерством понимают огромный денежный мешок, безумные ресурсы и тотальное административное управление. Это абсолютно не так. Министерство даёт посылы, создаёт программы и документы, «расшивает» новые возможности и поддерживает инициативные проекты.
Сейчас фокус уходит в деятельность, не в нормирование деятельности, а в реальную деятельность, когда вузы должны создать конкурентоспособные программы в партнёрстве с предприятиями. Мы сейчас поощряем такие инициативы, чтобы создать гибридную программу, которая позволяет в образовательный цикл вложить формирование прикладных квалификаций.
Дмитрий Песков
говорит ровно об этом же, он говорит о том, что со стороны бизнеса должен начаться похожий процесс, когда бизнес заходит в вузы и создаёт интегрированные структуры. И в этом смысле речь идёт о том, что неважно, как создавать рамки и давать политические посылы, мяч находится на стороне деятельности, на стороне активных команд, бизнеса и вузов, которым ничего не мешает делать».
Продолжая озвученную тему дискуссии, стоит отметить, что в настоящее время направлением «Молодые профессионалы» Агентства
запущен всероссийский конкурс пилотных проектов по переходу к дуальной системе профессионального образования
, а сам переход на дуальную систему образования был поддержан Президентом Российской Федерации
Владимиром Путиным
на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив 14 ноября 2013 года.
Читайте также
28 марта 2024
В РСПП обсудили алгоритмы включения социальной тематики в коммерческую рекламу
27 марта 2024
Эксперты АСИ рассказали об оценке ущерба от климатических рисков в регионах
26 марта 2024
В топ-100 «Сильных идей для нового времени» вошли проекты по созданию новых зарядок для электромобилей и системы мониторинга отказов авиа...
26 марта 2024
Транзитное планирование: что это значит и почему оно важно в инклюзивном образовании
энергоэффективность
изменение климата
регионам
Лидерам
идеи для нового времени
Следующая статья
В РСПП обсудили алгоритмы включения социальной тематики в коммерческую рекламу