Эксперты АСИ оценили проекты по снижению смертности на дорогах и «зеленому» волонтерству

На онлайн-площадках АСИ и ТАСС экспертному сообществу представили идеи, поступившие на крауд-платформу агентства по направлению «Новая городская политика». Трек охватывает развитие креативной и инновационной экономики в городах, реновацию промышленных и индустриальных территорий, цифровизацию процессов управления, а также решения по созданию экологичной, комфортной и безопасной городской среды. Инициативы собираются на платформе в преддверии форума АСИ и фонда «Росконгресс» «Сильные идеи для нового времени», который пройдет в октябре в Сочи.

Для направления «Новая городская политика» поступило около тысячи идей, зарегистрировано порядка 20 тыс. участников, получено более 11 тыс. комментариев. «Такая активность в такой короткий срок – беспрецедентна для российского краудсорсинга», - заявила куратор трека, руководитель центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Она отметила, что важными параметрами хорошей идеи являются возможность и сроки реализации. 

«В рамках сбора идей в постпандемийном мире нам показалось важным поговорить про городскую мобильность, о том, как снизить количество ДТП, как улучшить сами дороги и оптимизировать пути передвижения горожан. Другим приоритетом стала экология города, решения в «зеленой» инженерии. И наконец, наша сквозная тема – креативная индустрия в городах. Это – то, что может поднять городскую экономику на качественно новый уровень» - рассказала Журавлева.

Идея Владимира Кумова предполагает внедрение в России программы по повышению безопасности дорожного движения и снижению смертности в ДТП Vision Zero. Ее разработали в Швеции в 1997 году и используют в странах ЕС, Сингапуре и США. Результатом программы стала нулевая смертность на дорогах Хельсинки и снижение на 45% числа погибших в ДТП в Нью-Йорке.

Работа Vision Zero строится на тщательном анализе каждого происшествия и выработке системных решений для их предотвращения, а также на мерах безопасности: снижении разрешенной в городах скорости с 80 км/ч до 50 км/, оснащении круговых перекрестков, островков безопасности, расширении тротуаров.

Начальник управления организации и безопасности дорожного движения РосДорНИИ Игорь Живописцев поддержал инициативу Кумова. «Международная практика показала положительные результаты Vision Zero, поэтому нам нужно апробировать проект в трех пилотных городах и посмотреть, как он будет работать у нас», - сказал Живописцев. По его словам, идею следует реализовывать не на государственном уровне, а именно на уровне городских агломераций, поскольку успех будет зависеть от специфики дорог и архитектуры конкретных городов.

По мнению директора института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаила Блинкина, все решения Vision Zero уже используются в нацпроекте по безопасности дорожного движения. Его поддержал мэр Красноярска Сергей Еремин, напомнив, что за последние двадцать лет смертность на дорогах в России снизилась с 35 тыс. до 18 тыс. человек в год.         

Проект Алексея Радченко «Переосмысление маршрутного общественного транспорта» предполагает реновацию маршрутных сетей, большинство из которых не менялись на протяжении десятилетий. «Созданная нами информационная аналитическая система обрабатывает данные о существующих маршрутах, остановках, о передвижениях людей по городу. На основе полученных данных маршрутные сети модернизируются», - рассказал Радченко. Пилот проекта уже запущен в Москве, еще 15 городов подали на него заявки.

«Перекраивать маршрутные сети сложно, но необходимо. И стоит помнить, что тотальное удовлетворение наступает не сразу. Люди долго привыкают к новому, даже если это удобно», - отметил Еремин.

Идею Бориса Шрайнера - мобильного приложения для слабовидящих людей - все эксперты посчитали беспроигрышной. Приложение помогает ориентироваться в городском пространстве: система распознавания считывает ландшафт, остановки общественного транспорта, наличие пешеходного перехода, свет светофора и сообщает об этом голосом. В дальнейшем приложение дополнят сценарии распознавания лиц и чтение вывесок.

Жаклин Александрия представила идею многофункционального пространства у воды. Речь идет о создании креативного кластера на одной из набережных Калининграда на месте бывшей промышленной зоны. Проект благоустройства поможет развитию малого и среднего бизнеса, а также разнообразит досуг жителей и гостей города.

Ландшафтный дизайнер из Томска Лариса Куровская рассказала о своем проекте «зеленых» волонтеров. Системная работа предполагает вовлечение горожан в выстраивание зеленой городской среды - работа с экологами, ландшафтными дизайнерами и властями. Молодежь Томска уже сейчас занята инвентаризацией молодых посадок и созданием луговых цветников на месте пустырей. Для семейной активности, по словам Куровской, подойдет благоустройство полисадников и детских площадок. «Изоляция показала, что всем людям не хватает такого общения с природой», - сказала Куровская.

Проект поддержал гендиректор HPBS, «зеленый» инженер Илья Завалеев. «Деревья - это колоссальный городской актив, такой же важный элемент, как дороги, с не менее важным функционалом. От них зависит воздух, которым мы дышим, наше здоровье», - заявил он.

Больше всего предложений по направлению «Новая городская политика» поступило по субтреку «Умные города» - свыше 200 идей, по «креативной экономике города» – 200 идей. Замыкает тройку лидеров субтрек «Безопасный город, чистый город» с 195 идеями.

Сбор идей на крауд-платформе АСИ продолжится до 10 сентября. Лучшие из них будут представлены на форуме «Сильные идеи для нового времени».

Видео