На мурманском UrbanSprint представили систему по созданию быстровозводимой велоинфраструктуры

В рамках первого заполярного #URBANSPRINT, который прошел в Мурманске, представили руководство по созданию быстровозводимой велоинфраструктуры. Документ подготовлен Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с проектом Let’s Bike It! и транспортным бюро ОТСЛаб. Основная цель оперативной организации велодвижения – не допустить взрывного роста количества автомобилей на дорогах, характерного при пандемиях.

Несмотря на серьезные меры, предпринимаемые для сдерживания COVID-19, очевидно, что ряд ограничений, в том числе и необходимость соблюдения социальной дистанции, будут сохраняться еще продолжительное время. В этих условиях города столкнулись с рядом новых вызовов, одним из которых стала неспособность общественного транспорта обеспечивать мобильность жителей на прежнем уровне. Чтобы не допустить взрывного роста автомобилепользования, который приведёт к значительным потерям времени в заторах, ухудшению экологической обстановки и росту количества ДТП, а также с целью поддержки городской экономики и системы здравоохранения, многие города мира оперативно меняют свою транспортную систему с учётом новой реальности.

«Городская мобильность во всем мире сейчас становится совершенно иной. Париж, Рим, Квебек, Амстердам, Тель-Авив и многие другие города ускорили планы по велосипедизации. Кроме прочего, это всегда отличная возможность поддерживать себя в хорошей физической форме», - сказала руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева. По ее словам, одним из ключевых инструментов являются меры по экстренному развёртыванию велосипедной инфраструктуры и улучшению условий для пешеходов. Эта практика соответствует позиции ВОЗ, которая рекомендует в условиях пандемии по возможности перемещаться пешком или на велосипеде. «Удобная велопешеходная инфраструктура также способствует увеличению количества людей, использующих для передвижения по городу другие средства индивидуальной мобильности - электросамокаты, ролики, моноколёса, гироскутеры», - добавила Журавлева.

Руководство, разработанное АСИ, проектом Let’s bike it! и бюро ОТСлаб, содержит информацию о конкретных шагах по планированию сети велосипедных маршрутов в городах, включая определение направлений, особенности трассирования велосипедных маршрутов и детальную последовательность действий муниципалитета. Отдельное внимание уделено планированию участков велосипедных маршрутов на примере российской типологии улично-дорожной сети и с учетом морфологии российских городов. К тому же документ содержит информацию и о создании инфраструктуры для стоянки и хранения велосипедов.

«Особенностью документа является проработка и описание порядка проведения мероприятий по устройству быстровозводимой велосипедной инфраструктуры со стороны муниципалитета, включая постановку задач и организацию межведомственного взаимодействия в системе российского местного самоуправления. Это позволит перейти к реализации всех решений уже через 2 месяца после старта», - отметил программный директор Центра городских компетенций АСИ Александр Красавцев.

В целом быстровозводимая велосипедная инфраструктура позволяет при минимальных затратах бюджета создать условия для тестирования обустройства веломаршрутов и гибкого подхода к меняющемуся городскому пространству. Пилотирование руководства начинается уже в сентябре 2020 года в Мурманске и Южно-Сахалинске.

Также в рамках мурманского #URBANSPRINT прошли лекции, натурные исследования и экспертные обсуждения всех аспектов создания велоинфраструктуры столицы Заполярья. Федеральные эксперты в области развития велодвижения совместно с горожанами протестировали несколько маршрутов Мурманска. Ранее на платформе 100gorodov был проведен опрос среди жителей города, которые поделились информацией о состоянии велоинфраструтктуры в городе. Итоги опроса послужили двигателем к созданию двух веломаршрутов по центральной части города.

«Мурманск этим летом стал самой северной точкой велопроката в России, здесь очень высокая потребность комфортной среды именно в части передвижения по городу на самокатах, велосипедах. Мы получаем большое количество запросов на велодорожки и новые точки велопроката сегодня. Коллеги из АСИ поработали с представителями общественности и руководством региональной федерации велоспорта, обсудили вопросы транспортной безопасности, разобрали точки притяжения и протестировали несколько маршрутов. Такой формат изучения городской среды стал важным новым опытом, который действительно показал основные проблемы велосипедистов в Мурманске», – сказал министр градостроительства и благоустройства Мурманской области Михаил Кудряшов.

Ознакомиться с руководством по созданию быстровозводимой велоинфраструктуры можно по ссылке. Соответствующее соглашение уже подписано между Мурманской областью, Минстроем России и АСИ, в рамках которого все стороны будут реализовывать проект.