Футурологи представили проект «Карты будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035 года»

Человечество в ближайшие годы столкнется с целым рядом критических угроз, порожденных внутренними противоречиями мировой экономической и политической систем, а также влиянием новых технологий. Они могут привести к глобальным конфликтам, распаду ряда международных объединений и «островизации» мира. Однако велики шансы того, что в итоге удастся построить новый высокотехнологичный мир «зеленого» посткапитализма. Таков наиболее вероятный сценарий развития мировой системы согласно концепции под названием «Карты будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035 года», презентация которой прошла в рамках подготовки к форуму «Сильные идеи для нового времени».

«Карты будущего» были представлены авторами — группой ведущих российских футурологов, в которую вошли генеральный директор АНО «Платформа НТИ», спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета, доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрей Безруков и профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша. Как рассказали эксперты, работа над «Картами будущего» велась более полугода. Специалисты использовали как классические методики прогноза, так и метод форсайта, ранее успешно опробованный ими в проектах «Форсайт образования 2030» (2010 г.), «Форсайт Россия» (2012 г.), в разработках НТИ и др.

В ходе работы эксперты систематизировали и проанализировали основные угрозы, вызовы и возможности для разных уровней мировой системы — от глобальных процессов до микроуровня (отдельные компании, города, сообщества). Среди наиболее значимых факторов — климатические изменения, пандемия COVID-19 и возможные следующие пандемии, демографические, идеологические и социальные кризисы, трансформация мировой экономики под влиянием новых технологий.

Авторы «Карт будущего» выделили три ключевых набора трендов, условно назвав их «Страх» (перезагрузка мирового порядка), «Комфорт» (трансформация в безлюдность и локальность), «Надежда» (шанс на мечту). Совокупность трендов образует матрицу возможного развития событий, при этом то, какой именно сценарий реализуется, будет зависеть от того, какой ответ из набора возможных будет дан на те или иные угрозы и возможности. Среди основных вероятностей можно выделить пересборку мировой геополитической системы: образование «Островов» - конгломератов и союзов государств, группирующихся вокруг наиболее мощных центров политической и экономической силы; возможную массовую сетевизацию экономики; расслоение людей в зависимости от их иммунного статуса и появление «новой кастовости» - социумов, отличающихся друг от друга образом жизни и генотипом. В перечне возможных событий фигурируют глобальная кибервойна и блок «Россия - Германия - арабские страны», распад Евросоюза и появление нового Коминтерна, индустриализация Африки и экономические революции, связанные с освоением океанов и расцветом нематериального потребления.

Создатели «Карт будущего» также проанализировали вероятность развития различных сценариев, обозначили основные точки бифуркации (момент смены установившегося режима работы какой-либо системы), являющиеся «развилками» на пути человечества, а также выделили наиболее благоприятный для России вариант. Просчет рекомендаций для РФ будет презентован на форуме Агентства стратегических инициатив и Росконгресса «Сильные идеи для нового времени» в Сочи.

Футурологи подчеркивают, что данная концепция не является предсказанием или прогнозом, а представляет собой инструмент для анализа и принятия решений. Осуществление тех или иных сценариев зависит прежде всего от принятых политических и экономических шагов и эффективности их реализации. Упреждающие ответы на угрозы и опережающая адаптация к изменениям в мире понизят вероятность худших сценариев, а показателем эффективности «Карт будущего» будет то, что наиболее негативные прогнозы попросту не сбудутся.