Система дуального образования стартовала в 10 пилотных регионах

30 Января 2014
30 января состоялось подписание соглашений о сотрудничестве с регионами - победителями конкурса Агентства стратегических инициатив (АСИ) по отбору «пилотных» субъектов Российской Федерации, внедряющих элементы дуальной системы образования

В число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан. 

В подписании соглашений и награждении победителей приняли участие: директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Наталия Золотарева, председатель Российско-Германской Внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, профильные министры и заместители губернаторов регионов. 


Дмитрий Песков отметил, что проект по внедрению элементов дуальной системы образования был поддержан на Наблюдательном совете АСИ Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным

«В послании Федеральному собранию Президент сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Мы надеемся, что курс на практическое образование станет системным. И это будет уже не пилотный проект, а нормальная повседневная практика» - подчеркнул Дмитрий Песков

Пилотная программа, одобренная Наблюдательным советом АСИ, предусматривает подготовку будущих специалистов по следующей схеме: теоретические знания студенты средних профессиональных учебных заведений приобретают в аудиториях, а практические – непосредственно на производственных предприятиях, их будущем рабочем месте. 


Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти. Совместное финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями – заказчиками кадров и региональными органами власти. 

Наталия Золотарева подчеркнула, что программа дуального образования - это опыт, который уже был в России. Но отличие сегодняшнего проекта в том, что сейчас в стране другая, неплановая экономика, и предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, добровольно решают проблемы кадрового наполнения и готовы разделять ответственность за их подготовку: 


«Значимый эффект в развитии системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов можно получить только при условии того, что часть ответственности за подготовку возьмёт на себя бизнес. Если это будет совместная зона ответственности государства, образования и работодателей». 

Наталия Золотарева отметила, что опыт внедрения модели дуального образования в Германии и других странах мира может быть с успехом применен в России. «Новый закон «Об образовании» даёт возможность реализовывать «дуальную модель» подготовки кадров. Но, конечно, опыт наших иностранных коллег требует адаптации», - подчеркнула она.

Председатель Российско-Германской Внешнеторговой палаты Михаэль Хармс поддержал подобный подход, отметив, что в России уже есть регионы с успешным опытом внедрения аналогичных моделей образования: 


«Я считаю, механическое перенесение немецких рецептов невозможно. У некоторых регионов, в частности, Калужской и Свердловской областей, есть замечательные инициативы, накоплен практический опыт в этой сфере, и его нужно обязательно использовать», - сказал Михаэль Хармс. 
Значимость поддержки элементов дуального образования на региональном уровне подчеркнул заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов


«Профессиональное образование – это региональный уровень ответственности. Вопрос взаимодействия между работодателем и образовательным учреждением – это вопрос выстраивания двусторонних отношений при помощи местной власти, прежде всего, региональной власти».

Калужская область - один из регионов, в котором уже работает система дуального образования. Заместитель министра образования и науки Калужской области Владимир Доможир обратил внимание на необходимость более активного привлечения работодателя к разработке и реализации программы внеаудиторной подготовки будущих профессионалов: 


«Программу ждет успех, если желание участвовать в подготовке кадров будет и у предприятий, и у региональных властей. И, конечно, возможность обеспечить процесс практической подготовки в учебных заведениях». 

По словам Владимира Доможира, система дуального образования в Калужской области начала развиваться с одной специальности – мехатроники. А сейчас элементы дуального обучения есть уже в программе подготовки 7 различных специальностей: «И уровень - как преподавателей, так и обучающихся - за последние годы сильно вырос». 

В заключительном слове Дмитрий Песков выразил надежду на то, что через год все регионы, подписавшие Соглашения, смогут не просто успешно внедрить систему дуального образования, но и начать тиражирование своего опыта.


Материалы пресс-конференции: 




Запись прямой трансляции пресс-конференции [ВИДЕО] 

Источник: Редакция сайта АСИ
Вверх