Предложения АСИ по развитию конкуренции и предпринимательства, озвученные на расширенном заседании по формированию системы «Открытое правительство»

В Москве состоялось расширенное заседание рабочей группы по подготовке предложений по формированию системы «Открытое правительство» на тему: «Развитие конкуренции и предпринимательского климата». 

Встречу с участниками рабочей группы проводил Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. 

С докладом о реализации Национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» выступил директор по развитию партнерской сети Агентства стратегических инициатив Александр Пироженко. 

Он рассказал о технологии формирования дорожных карт НПИ, направленных на совершенствование таможенного и налогового администрирования, оптимизацию процедур регистрации прав собственности, повышение доступности инфраструктуры и финансовых ресурсов. 

«Эти проекты родились на основе анализа опросов российского бизнеса и методологии международных рейтингов инвестиционного климата. В перечень НПИ попали те вопросы, которые в наибольшей степени волнуют наших предпринимателей и по которым наша страна оценивается ведущими международными организациями в глобальных рейтингах», - подчеркнул Александр Пироженко. 

Он напомнил, что в 2012 году в международном инвестиционном рейтинге Doing Business Россия заняла 120 место из 183 возможных. По 10 ключевым позициям наша страна находится на: 
  • 183 месте по подключению к энергосетям, 
  • 105 месте по налогообложению,
  • 111 месте по регистрации предприятий, 
  • 111 месте по защите инвесторов,
  • 98 месте по кредитованию,
  • 60 месте по разрешению неплатежеспособности, 
  • 45 месте по регистрации собственности, 
  • 13 месте по обеспечению соблюдения контрактов.
По словам Александра Пироженко, сложность процедур и дороговизна подключения к электросетям по-прежнему одна из самых острых проблем для открытия и развития бизнеса в России. И несмотря на пристальное внимание Правительства Российской Федерации к этой проблеме, ситуация все еще остается непростой. В такой же степени предпринимателей волнует вопрос упрощения процедур получения разрешения на строительство. 


Александр Пироженко продемонстрировал участникам рабочей группы реальный кейс (в виде склеенных между собой и сложенных «в гармошку» бумаг, которые пришлось собирать одной конкретной компании по различным инстанциям для того, чтобы получить разрешение на строительство склада. «Протяженность этого разрешения на строительство составляет более 37 метров, и это лишь часть всех необходимых документов. Для того чтобы собрать эти бумаги, предпринимателю потребовалось более полутора лет», - прокомментировал он свой наглядный пример. 

I. Ключевые показатели эффективности по инициативам «Получение разрешения на строительство» и «Повышение доступности энергетической инфраструктуры:

«Две рабочие группы НПИ уже заканчивают свою работу над дорожными картами. В них содержатся мероприятия и конкретные КПЭ, которые ранее не предлагались в качестве решения. Возможно, предлагаемые решения покажутся резкими и кардинальными. Однако именно такой подход, без оглядки на ведомственные интересы и разного рода политические ограничения, способен реально изменить ситуацию», - подчеркнул Александр Пироженко.

II. Пример паспорта инициативы  «Повышение доступности энергетической инфраструктуры:

Для реальных изменений, по словам Александра Пироженко, необходимо внедрение проектного управления в практику работы государственных структур. Такой подход позволит управлять целым портфелем проектов, контролируя трудовые и финансовые ресурсы, балансируя нагрузкой и смещая фокус на самые приоритетные вопросы, поддержанные бизнесом. Итогом данной работы станет переход органов исполнительной власти от формального исполнения поручений к решению наиболее важных задач. Это необходимо делать постепенно, и АСИ предлагает начать с внедрения дорожных карт НПИ. 

Предложения АСИ по реализации Национальной предпринимательской инициативы: 
  • Одобрение дорожных карт в предлагаемом АСИ формате – цель, показатели достижения цели и их числовые значения, перечень мероприятий, перечень актов, требующих изменения или принятия, сроки, ответственные органы и конкретные их сотрудники.
  • Необходима система наказания и поощрения ответственных сотрудников органов власти за реализацию/не реализацию конкретных мероприятий и достижение/не достижение КПЭ.
  • Проекты решений по конкретным мероприятиям дорожной карты должны быть вынесены на публичное обсуждение. Это защитит дорожную карту от откровенной глупости и лоббизма в процессе ее реализации. До принятия решения по мероприятиям должна быть обеспечена содержательная «приемка» проекта решения экспертами и предпринимателями, объединенным в те же рабочие группы, которые разрабатывали дорожные карты. Это решение страхует от паллиативных решений по мероприятиям дорожной карты. Так, если работа будет проделана плохо, группа сможет поставить вопрос о компетенциях ответственного исполнителя и необходимости проведения мероприятий, для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
МАТЕРИАЛЫ: